В десятом поколении после Ноаха на свет появляется Аврам (впоследствии Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет его Творец, Высший Разум — Единый Б-г.
В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении и с риском для жизни, Всевышний «открывается» Авраму и велит ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Аврам уходит вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, слугами и учениками в Ханаан, где Б-г сообщает ему, что эта земля будет отдана его потомкам. Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Зная дикие нравы египетских варваров и опасаясь, что красота Сарай погубит его, он выдает жену за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее.
… Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврам на Авраама, а Сарай — на Сару и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.
***
На скоростной магистрали
Очень скоро только скорость света будет ограничивать наши возможности передавать мысль, изображение, звук или текст с одного конца земли на другой и далее, за пределы нашей планеты.
Изменилось даже значение самого понятия «расстояние».
Электроника уменьшила наш мир до миниатюрных размеров. Но еще более глубокие, поистине революционные изменения произошли в нашем отношении к путешествиям. Мы не видим ничего особенного в том, что несколько сотен людей могут зайти в огромный металлический цилиндр и через несколько часов очутиться на другой стороне земного шара.
Еще чуть больше ста лет назад путешествие через океан было очень долгим, опасным и дорогим испытанием. Нам трудно сегодня представить, скольких усилий и лишений оно стоило, сколько людей так и не сумели добраться до цели. Теперь максимум, чем мы рискуем, отправляясь в дальний полет, это получить приступ радикулита от неподвижного сидения в самолетном кресле.
Мы сломали последнюю преграду: расстояние превратилось в функцию времени, проведенного в кресле.
Электроника и «Боинг 747» отразились и на мышлении современного человека. Вопрос «Когда я туда доберусь?» задают теперь не реже, чем «Куда мне полететь?» Скорость стала мерилом качества жизни. Какая скорость у твоего автомобиля? А у твоего компьютера?
Наша эпоха поглотила расстояние и время. Нет ни прошлого, ни будущего. Все происходит в настоящем, точнее, в продолженном настоящем. Даже новояз кино, телевидения и компьютерной графики выражает мысли только в настоящем времени.
Все это затрудняет духовное развитие людей, хранящих верность традиции. Духовность — это дорога, по которой идут шаг за шагом. Ее нельзя преодолеть, стуча пальцами по клавиатуре, и ее невозможно загрузить из Интернета.
Все, что существует в физическом мире, это парадигма, инкарнация высших духовных идей. Путешествие в пространстве эквивалентно духовному пути. Но этот путь не похож на физическое перемещение. Многие ошибочно думают, что путешествие по миру на попутках и знакомство с различными культурами автоматически пополняют их духовный багаж. Это не так. В действительности, верна поговорка: куда бы ты ни пошел, там ты и есть. Собираясь в поездку, ты лишь кладешь свои проблемы в старый рюкзак и везешь их с собой.
Для духовного роста требуется, чтобы в путь отправилась душа, а не тело. Именно душа должна отмеривать километры, а не ноги. Духовное путешествие требует от нас отказаться от комфорта, от привычных повторяющихся ориентиров нашей жизни и отправиться в путь с открытым разумом и смиреной душой. Надо сбросить оковы привычных нам символов «нормального» существования и двинуться вперед.
Главное путешествие совершает наша душа, ищущая свою подлинную суть. Мы учим это из двух первых слов сегодняшнего раздела Торы: Лех леха, Иди к себе. Без огласовок эти два слова пишутся одинаково: לך לך. Б-г велел Аврааму покинуть родной город Ур-Касдим и отправиться в страну Израиля, произнеся эти два одинаковых слова: Лех леха — иди к себе.
В ходе долгого духовного путешествия Авраам подвергся десяти испытаниям, каждое из которых возвышало его, раскрывая его духовный потенциал и приближая к идеалу.
Когда Б-г ставит перед нами испытание, будь то смерть близкого человека, болезнь или финансовые потери, нам открывается путь для духовного роста. Устраняя преграды, лежащие на этом пути, а они могут быть очень разными: недостаточное упование на Б-га, эгоизм или апатия, — мы растем как личности. Мы стремимся к важнейшей цели нашего путешествия, которое уводит нас от негативных черт характера к реализации нашей подлинной сущности. Мы «идем к себе».
Бойся язычников, дары приносящих
Прежде чем уйти в Египет из голодающего Ханаана, Аврам дал такое наставление своей жене: «Скажи, пожалуйста, что ты мне сестра, чтобы хорошо мне было ради тебя…» (Берешит, 12:13).
РАШИ объясняет: «хорошо» означает, что Авраам ждал подарков от фараона. Подарков? Неужели Авраам, идеалист и гигант духа, хотел выманить подарки у примитивных язычников, используя в виде приманки красоту своей жены? Ведь еврейская традиция советует избегать «бесплатных обедов». В книге «Мишлей» (Притчи царя Шломо) прямо сказано: «Ненавидь подарки!»
К тому же это толкование РАШИ находится в вопиющем противоречии с дальнейшими событиями. Разгромив коалицию четырех царей, Авраам отказался от щедрых даров спасенного им царя Сдома: «Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе, и ты не скажешь: я обогатил Авраама!» (Берешит, 14:23).
Так зачем же ему понадобились подарки от фараона? Ответ мы находим в дальнейших словах Аврама, обращенных к Сарай: «… и в живых я останусь благодаря тебе». Расчет Аврама был прост. Если он выдаст себя за брата своей жены, фараон проявит благосклонность к нему и осыплет его подарками, чтобы заполучить красивую беженку. Тогда чернь не посмеет тронуть ее, и сам Аврам будет чувствовать себя в относительной безопасности.
Комментатор «Шем ми-Шмуэль» дает иное толкование. Авраам хотел подарков, следуя принципу: «Деяния отцов — знак для сыновей». Он знал, что его вынужденная эмиграция в Египет станет шаблоном, по которому будут развиваться события при Исходе сынов Израиля из египетского рабства. Он хотел, чтобы они покинули Египет с «большим достоянием», как обещал ему Б-г в мистическом видении, и поэтому тщательно спланировал операцию по выманиванию даров у фараона. Не для себя старался, а для потомков.
Еще одно объяснение этому эпизоду мы находим в стихе: «И двинулся он переходами своими…» (13:3). РАШИ пишет, что, возвращаясь из Египта, разбогатевший Аврам задерживался на постоялых дворах, в которых он ночевал, когда уходил из Ханаана. На обратном пути он платил долги их хозяевам.
Но почему Авраам пользовался услугами в долг? Ведь он был состоятельным человеком. К тому же мудрецы в талмудическом трактате «Йома» осуждают знатоков Торы, совершающих покупки в кредит, поскольку это может вызвать «хилуль-Ашем», осквернение Имени Всевышнего. Так почему же Авраам не расплатился сразу наличными?
Оказывается, Аврам был беден, когда шел из Ханаана в Египет. Усилившийся голод окончательно его разорил, и он не мог оплатить гостиничные счета во время пути. С другой стороны, Б-г обещал Авраму, как сообщает РАШИ в начале раздела «Лех леха», что возвращение на Святую землю не только не уменьшит его материальную обеспеченность, а наоборот, превратит его в богача. Пребывание в Египте открыло возможность для выполнения этого пророчества. Получив щедрый откуп за жену, Аврам сразу вернул долги, сняв с себя малейшие подозрения в стремлении жить за чужой счет.