Рав Шпанёнок

Если учесть, что герой статьи был главным наставником самого, пожалуй, авторитетного законоучителя 19-20 веков Хафец Хаима, то все мы — ученики маленького шпанёнка и картёжника, по профессии — пивовара и синагогального служки. За всю жизнь он вынес лишь одно алахическое решение, да и то в критической ситуации, когда речь шла о жизни и смерти. Как вам нравится такой источник Вечного Учения?

Рав Нахум Каплан, «реб Нахумке» или «Нахум Гроднер», родился в 1811 году в литовской Байсогале, посёлке недалеко от Шауляя, в большой семье Узиэля и Мейды (Мирьям) Капланов. Отец работал на водко-пивоварне и денег на оплату школы не имел, пытался сам чему-то мальчика подучивать, но вопросы Нахума часто ставили его в тупик. Мальчик с ранних лет помогал ему в работе, но больше — шлялся с местными мальчуганами по окрестностям. Лет в 9 ненадолго попал в местную Талмуд-Тора, но детишки его задразнили и шпанёнок вернулся к прежним «свободным занятиям». Впрочем, умом он отличался резвым и остроумным, манеры имел любезные — сам воспитал или научился у кого? — так что относились люди к нему с симпатией.

Видимо, небеса тоже, в десятый день рождения наступил перелом: на пивоварню явился агент раввина-филантропа Йеуды-Лейба Ганкера, который устроил в своём имении пивоварню, текстильную фабрику и мельницу и давал работу многим бедным семьям. Директор той пивоварни уволился и было решено пригласить на эту должность реба Узиэля. Оклад поставили достойный, продукты из имения бесплатно, подошло время выдавать замуж старших дочерей… короче, пивовар долго не раздумывал.

В семью пришёл достаток, да и красоты в богатом поместье куда как превосходили оные в родном посёлочке. Мальчуган раввину понравился, а после одного удачного ответа на шутку рав Ганкер предложил Нахуму учиться с ним. Дело пошло, смышлёный мальчик схватывал всё на лету и крепко запоминал, ссыпал умными вопросами. Вскоре он встретился с пожилым раввином Карпелем Атласом, который отнёсся к нему как к сыну, сам он и двое его учёных сыновей — Беньмин-Бейниш и Меир — взяли на себя заботу об образовании мальчика и при необходимости помогали его семье.

Увы, вскоре тяжело заболел отец, Нахум стал ему сиделкой, но… Прошли траурные дни, рав Ганкер отставил семью в поместье, нашёл им новые занятия. Учёба с семьёй рава Атласа продолжалась, Нахум быстро рос. Периодически с ним занимался и рав Ганкер — юноша попросил его об этом, дабы не покидать мать. Но однажды хозяину пришлось надолго уехать и он уговорил вдову отпустить мальчика с ним в Шауляй, где живёт сын рава Йеуды Мордехай и существует настоящая ешива под руководством известного раввина Михаэля. «Мальчик из деревни» произвёл в ешиве фурор — мгновенным схватыванием материала, прекрасными манерами и личными качествами. Вскоре один из богачей за приличную плату попросил его позаниматься со своим сыном. Ловушка! Мальчик оказался знатным балбесом, до полуночи он слушал нахумкину Тору, а затем обучал его карточным играм, в которых «воспитатель» продемонстрировал скорость соображения. Сынок похвастался талантами учителя, слух дошёл до рош-ешива — и «картёжник» с позором изгнан.

Но тут юноша, уже ощутивший неразрывную связь с Торой, берёт судьбу в собственные руки. Как говорил Виленский Гаон: «упрямые добьются успеха». Он начинает «скитание по ешивам», учится у мудрецов поколения: «магида из Пинска» рава Кальмана Лапидота, после в Несвиже, затем в Вильно, затем в ешиве «Мир», затем в Воложине — у рава Элиезера-Ицхака Фрида, следом в Ковно у рава города Менахема-Менделя Рабиновича, здесь же в ешиве Слободка он изучает агаду у великого каббалиста рава Элиягу Раголера, затем едет в Ошмяны к раву Аврааму Кахану, затем в Торез, где постигает учение Виленского Гаона…

В список ешив вкрался пропуск: в 20 лет рав Нахум женится на Ите, дочери богатого знатока Торы реба Йосифа Элиэзера — тому посоветовал в зятья лучшего ученика сам рош-ешива «Мир». Отчего-то тестя именуют «трубочистом» — не ведаю, этим он начинал или в том состоял бизнес компании? Нахум переезжает в дом тестя в Несвиж и с утра до ночи учится сам. Затем семья продолжает учебное путешествие. Наконец, оседают в Гродно, где рав Нахум живёт больше 45 лет до своего ухода 8 Хешвана 1879 года, в Шаббат главы «Лех леха» (Иди…).

Рабби Габриэль-Зеев Маргулис
Рабби Габриэль-Зеев
Маргулис

Вопрос: какой пост занимает молодой гений, уже признанный мудрецом и праведником? Должность раввина города упразднена в 1818 из-за споров после смерти занимавшего его мудреца, но есть еврейский суд (бейт-дин), другие почётные и достойно оплачиваемые роли… Правильно: он упорно отказывается от всех предлагаемых должностей и до конца дней трудится шамашем (служкой) в синагоге Хеврат ШАС «Объединение (для изучения) Талмуда»! Предпочитает, чтобы его звали просто «реб Нахумке». Семью устраивает полубедное существование, после полудня в Шаббат он читает лекции для прихожан, на которые собираются толпы; мудрецы приезжают у него учиться. Хафец Хаим (1838-1933) взял на себя обязательство наблюдать за всеми поступками реба Нахумке — тот ничего не делает «просто так» и в каждом его шаге — урок.

Главной работой, которую Нахумке взвалил на себя, была помощь бедным и обездоленным. Он постоянное обходил дома обеспеченных горожан, собирая средства для нуждающихся. Многие христиане тоже бросали монетки в его холщевый мешок, уверенные, что они пойдут на доброе дело. До нас дошли многие истории — о них чуть позже.

В последние годы рав страдал хворями — отёки, тяжёлая болезнь желудка, позвоночника… Но на Симхат Тора он танцевал и пел зажигательнее всех,- в одной руке Сефер Тора, а другая держится за живот, чтобы облегчить боль. 25 октября 1879 на похороны «служки» собралось больше 20000 человек — «весь Гродно». Классик польско-белорусской литературы Элиза Ожешко описала реба Нахумку в рассказе «Подари цветок»…

Большая хоральная синагога Гродно до Холокоста называлась в честь реба Нахума Гроднера, а ныне даже могильного камня, боюсь, не найти: Советы довершили работу нацистов, истребивших 20000 гродненских евреев — в 1950-х старое еврейское кладбище распахано, а часть могильных камней пошла в подножие памятника Ленину. Последнему, кому реб Нахумке желал бы быть опорой. Впрочем, с райских высот эти игры смешны.

Рав Габриэль-Зеев-Вольф Марголис (1847-1935), сын знаменитого каббалиста Ихиэля-Ицхака Марголиса и автор 5-томной «Торат Габриэль», стал его зятем в 1864, а после смерти тестя переехал в Гродно и 27 преподавал здесь, до отъезда в 1907 в США, где стал одним из лидеров ортодоксии.

Истории. Реб Нахумке пришёл к «просвещённому» адвокату просить цдаку на бедных — то раскричался, сыпал оскорблениями и выгнал просителя. Его супруга, сохранившая уважение к мудрецам, побежала просить прощения — «я вовсе не обижаюсь». Но обиделся Создатель — через несколько недель адвокат арестован и осуждён на 2 года тюрьмы; в ходе процесса он полностью разорился, жена пришла к раву просить помощи — и каждую неделю реб Нахумке приносил деньги на неё и детей. Он обивал пороги всех влиятельных людей и добился досрочного освобождения адвоката. Выйдя на свободу и успев поразмышлять о причинно-следственных связях, адвокат всё узнал… Стыд изменил его, он приблизился к Торе и стал благотворителем.

Рав старался устроить служивших в Гродно еврейских солдат в дома жителей на
Шаббат. Один богач всё отмахивался: «у меня гостит бедный родственник». Наконец реб Нахумке попросился к нему на праздник. «Конечно, сделайте честь! Но не лучше ли раву провести праздник с семьёй?» — «Да, вы правы, лучше. Но я пришлю себе замену» — нескольких солдат… Больше богач не отнекивался.

Реб Нахумке оказался вечером в богатом доме, где молодёжь играла в карты, немало купюр собралось на столе. Через некоторое время реб Нахумке объявил: «Я выиграл!» — и сгрёб деньги в мешок. Игроки не только не обиделись, но каждый добавил ещё.

Один богач, разозлённый назойливостью гостя, ударил его по лицу. — «Это мне, а что бедным?»…

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора