Порассуждаю о сукке. Так получилось, что эту тему я затронул в память о рабанит Юдит Каплан. За год до ее смерти моей супруге сказали, что на следующий год в ее школе будет сокращение штатов и снимут или ее, или Юдит. Мы с супругой решили что с этого момента будем особенно хорошо относиться к Юдит. Вы представляете, что бы было, если бы мы погнались за славой: кто «лучший работник»? Попытались бы доказать это начальству. Возможно, нас просто не допустили бы в мир истины.
Привожу мой ранний рассказ «Облака славы».
Памяти Юдит Каплан
Сукка (шалаш) – один из главных символов праздника Суккот.
Почему Тора велит нам сидеть в сукке в память о том, как Б-г обеспечил нас этим примитивным жильем во время странствий в пустыне, но не требует увековечить чудо небесной манны и передвижного источника воды? Комментатор даёт такое объяснение. Когда Б-г повёл сынов Израиля в пустыню, Он обязался кормить и поить их. Ведь люди не могут обойтись без пищи и воды. Шалаши же — это предмет роскоши, который не полагается обычным путешественникам. Им приходится спать под открытым небом. Именно за эту роскошь мы и благодарим Б-га, проводя в сукке семь дней “праздника кущей”. Но главное, сукка напоминает нам о том, как Б-г укрывал евреев в пустыне облакaми славы, защищая их от диких зверей, насекомых, жаркого солнца…
Облако Б-жественной славы можно считать чудом ещё более высокого ранга. Не зря при упоминании о нем римские солдаты, пришедшие арестовать племянника императора — Онкелуса, все перешли в иудейскую веру. Ведь действительно, кто из путников может похвастаться такой привилегией? Вы только представьте: где бы ты не находился, чувствовать себя дома, под надёжной защитой! Римляне попались умные, сообразили, что сукка – это для еврея образ всего мира.
Комментатор также напоминает, что манной и водой из походного источника пользовались не только евреи, но и сопровождавшие их иноплеменники («эрев-рав»). Шалаши же предназначались только сынам Израиля.
Позвольте предположить, чем мы заслужили такую честь? Мне кажется, в заслугу наших женщин. Известно, что благодаря облакам славы одежда не портилась, не пачкалась, люди не болели, им не было жарко или холодно. Женщинам, повелительницам домашнего очага, просто было нечего делать.
Испытание «ничегонеделанием», по словам Талмуда, обычно кончается развратом или сумасшедшим домом. Талмуд, правда, предлагает женщине поиграть в шахматы, но приходит к выводу, что полностью даже это не выручит. И только праведницы поколения пустыни, обладавшие всеми добродетелями, могли выдержать такое испытание.
Кроме того, после выхода евреев из Египта женщины взяли на себя функцию облаков славы. и несут её до сих пор. Оглянитесь, если рядом мать, сестра, жена, дочь – значит, они над Вами!
В Талмуде приводится другая история. Всевышний испытывал народы мира, требующие Тору, суккой. Построив гигантский шалаш, Он устроил страшную жару. Выйдя из сукки, их представители, все как один, пнули её ногой. «Из-за тебя, мол, стерва, нам Тору не дают!». Хотя нечего на неё пенять. Ну, нет у них своих облаков славы, потому и Торы нет. Посмотрите, до чего они своих женщин довели. Где в тюрьму под паранжу, где в рабочий скот, где почти на панель… А сукка тут совсем ни причем.
Облака славы окружали и охраняли стан евреев снаружи, они защищали их от ветров, уничтожали змей, выравнивали горы. Кроме этого, каждый еврей ежедневно утром находил свою одежду чистой и выглаженной. Облака окружали весь стан и защищали его.
Манна была основной пищей евреев в пустыне. Манна обладала замечательным свойством — изменять свой вкус по воле человека,- и каждый ощущал иной вкус, поедая её. Также у манны было удивительное свойство — она полностью поглощалась организмом, становясь единым целом с человеком, который ее ел. Манна как бы становилась внутренней сутью человека.
Колодец обеспечивал евреев водой. Вода не является пищей, но мы все прекрасно знаем, что без воды выжить невозможно. Кроме этого, она способствует распространению пищи по всему телу.
Все три предмета — облака, манна и колодец — находятся в Торе. Тора охраняет нас извне как облака; она насыщает нас и становится нашей сутью как манна; также как и без воды — жизнь без нее абсолютно немыслима.
Каким образом это выражается в Торе? Манна становилась сутью человека, однако не всем она была дана одинаково; праведники получали манну готовой к употреблению, грешники же должны были тяжело трудиться: молоть, варить и т.д. Дело в том, что евреи в своей собственной сути различны. Есть еврей, которому достаточно прочесть «Шма Исраэль» — и этим он исполнил свой долг, выполнил заповедь изучения Торы. Другому еврею для того чтобы исполнить свой долг – необходимо учить Тору весь день. Почему так? Потому, что требования, которые выставляет Тора еврею, зависят от его состояния и уровня. И от каждого требуют в соответствии с его возможностями.
В отличие от этого, облака обволакивали всех евреев в одинаковой степени, без каких-либо различий. Они охраняли всех в пустыне, в месте змей и скорпионов. Пустыня — аналог нашего мира: места, полного опасностей и Тора — это единственная защита для каждого еврея.
В своей внутренней сути, души всех евреев равны и Тора принадлежит нам всем в одинаковой степени.
Свойство воды — стекать сверху вниз. Вода проводит и распространяет манну и облака славы к каждому еврею. Тора спустилась с высот в наш нижний мир и,когда еврей читает Тору, даже если он не понимает смысла слов, он получает из Торы манну и облака славы, которые в ней.
Мне кажется, что облака славы, пришедшие в заслугу Аарона, манна Моше, колодец Мириам не случайно своей земной причиной имеют заслуги членов одной семьи. Потому что в этой семье умели услышать друг друга.