Поэзия, шахматы и поэзия шахмат

Как и обещано — из моих недавних стихов — отзвуки на грустные события быстротекущего времени.

На смерть игрока

Памяти гроссмейстера

Саши Войткевича

Прощай, игрок! С победы, на лету

Ты почему-то канул в пустоту.

Что наша жизнь? — Игра. Ты проиграл,

И все твои удачи во вчера.

Ты победил — поскольку до конца

Ты, умирая, не менял лица.

Мне странно — ты ведь был такой живой!

Но жизнь — игра. Мы платим головой.

***

И, наконец, в качестве перехода — безупречная «фотография» собственной поэзии шахмат: шахматной композиции, сделанная мастером обоих искусств.

Владимир Набоков

«Три шахматных сонета»

Движенья рифм и танцовщиц крылатых

есть в шахматной задаче. Посмотри:

тут белых семь, а чёрных только три

на световых и сумрачных квадратах.

Чернеет ферзь между коней горбатых,

и пешки в ночь впились, как янтари.

Решенья ждут и слуги, и цари

в резных венцах и высеченных латах.

Звездообразны каверзы ферзя.

Дразнящая, узорная стезя

уводит мысль, — и снова уж во мраке.

Но фея рифм на шахматной доске

является, отблескивая в лаке,

и — лёгкая — взлетает на носке.

Что же, собственно, такое «шахматная поэзия», шахматная композиция?

Упрощая: специально составленные позиции (или целые партии), которые призваны выявить красоту, гармонию шахмат и одновременно заставить читающего найти неочевидное решение задачи. Скажем, шахматные «художественные головоломки». Существует два основных вида таких позиций: «задачи» и «этюды». В задачах обычно задано количество ходов для достижения заданной цели (чаще — мата чётным), в этюдах количество ходов не лимитировано. Есть ещё различные «шкодные» жанры: сказочные задачи, задачи-шутки и даже задания с изменением некоторых правил игры. Например, «кооперативный мат» — фигуры обеих сторон должны совместно за n ходов поставить мат белому королю, или «обратный мат» — за указанное в задаче число ходов белые насильно заставляют противника себя заматовать (а тот упирается). Хотя, конечно, привычному к «разоружению перед партией» и воспитанному на героизме павликов морозовых эти мазохические жанры сродни, мы их пока опустим, причём по причине весьма тривиальной: в статье всего не охватишь.

Жанр задач в большей степени построен, я бы сказал, на «компьютерном переборе» возможностей. Конечно, нужно определить главные идеи, критические поля, отыскать «изюминку», «перехитрить» автора, который правильную дорожку старательно маскирует. Обычно — преодолеть очевидность, «кажимость». Но всё-таки главное в задаче — аккуратно перебрать наиболее осмысленные возможности и догадаться, почему они не работают… А там и решение недалеко. Да, в задаче дать мат на ход позже равносильно поражению: задание не выполнено.

Вот очаровательный пример. Составил эту путаницу знаменитый английский проблемист (так называют авторов задач) — С. Лойд в 1867 году.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора