«Ницавим»
В последний день своей жизни Моше собирает весь народ для прощального напутствия. Он говорит, что союз с Б-гом заключило не только поколение пустыни, но и евреи всех грядущих эпох, и вновь предостерегает сынов Израиля от увлечения идолами. Моше знает, что даже отвращение к египетским «гнусностям» не помешает им увлекаться чужими философскими концепциями, ведущими к моральной распущенности. Он описывает разорение, которому подвергнется Страна Израиля. Потомки и чужеземцы удивятся ее бедствиям и поймут, что это наказание евреям за измену Б-гу. Но Моше обещает, что со временем, после исполнения всех благословений и проклятий, евреи вернутся к Торе. Как бы ни подражали они другим народам, как бы ни пытались ассимилироваться, Б-г вернет их в Эрец-Исраэль. Моше напоминает им, что Тора не удалена от них — исполнение ее законов доступно каждому человеку. Раздел завершается ярким описанием духовно нравственного выбора, который представляет собой, по существу, выбор между жизнью и смертью. Пророк заклинает евреев: «Избери же жизнь» — жизнь по Торе.
«Ваелех»
Моше обходит перед смертью походный стан сынов Израиля, прощается и успокаивает их. Он обещает, что и после его смерти Б-г не оставит еврейский народ, поможет им разгромить врагов по ту сторону Иордана. Моше публично назначает своим преемником Иегошуа бин-Нуна, укрепляя тем самым его авторитет. Затем пророк учит народ заповеди «Акеэль»: раз в семь лет, в праздник Суккот все евреи, включая детей, должны собраться перед Храмом, где царь прочтет им отрывки из книги «Дварим», в которых говорится о верности Б-гу и Его Завету, о награде за соблюдение законов Торы и наказаниях за их нарушение. Затем Б-г велит Моше явиться вместе с Иегошуа в передвижной Храм, где новый лидер нации получит наставления. Всевышний знает, что, придя в страну, евреи забудут Его и начнут поклоняться идолам. Тогда Б-г совершенно «сокроет Свое лицо»: евреям будет казаться, что они отданы на растерзание врагам, и некому защитить их от гонений. Б-г велит Моше и Иегошуа записать песнь «Аазину» как свидетельство греховных помыслов сынов Израиля. Моше записывает песнь и передает ее еврейскому народу. Завершив написание Торы, пророк велит левитам поместить ее в Ковчег Завета в качестве вечного эталона.
***
Нет мира страусам! «И вот, как услышит он слова строгого заклятия этого, то возгордится он в сердце своем, говоря: «Мир будет мне, хотя и по прихоти сердца моего ходить буду»…» (29:18).
Страус — уникальная птица. Впрочем, птицей ее можно назвать только по анатомическим признакам, ибо летать она не умеет. Зато прекрасно чувствует опасность. Едва замаячит угроза, страус немедленно зарывает голову в песок. И тем спасается.
Так же ведут себя и многие люди — от простого трудяги до министра, без различия территориальной, национальной и конфессиональной принадлежности. Израиль — не исключение. В самом деле, зачем ломать голову над проблемами арабского террора, иранской атомной угрозы и нееврейской иммиграции, над тяжелым коронавирусным кризисом, когда легче зарыть голову в песок и сделать вид, что этих проблем нет. Не случайно, выражение «страусиная политика» стало одним из самых распространенных языковых штампов. Впрочем, «страусов» плодит и сама политическая система, основанная на частой сменяемости власти. Депутат, севший в парламентское кресло на четыре года (в лучшем случае), совершенно не заинтересован заниматься долгосрочным решением проблем, подходить к своей работе с государственных позиций. А если выборы происходят три раза в год, то тем более. Ему едва хватает времени и сил на популистскую мелочевку и закулисные политические торги.
Страусиная психология присуща, как уже говорилось, очень многим людям. Мы часто стараемся не замечать проблемы, а когда она настойчиво стучится в дверь, мы тихо уходим на задний двор, находим там большую эмоциональную яму с песком и зарываем в нее свою безмятежную совесть.
Каждый из нас должен хотя бы иногда критически взглянуть на свою жизнь, попытаться осмыслить ее. Может быть, где-то в закоулке моего сознания скрывается хорошо замаскированная песчаная яма? Может быть… Нет, это у других людей серьезные проблемы, а я в порядке. Англичане говорят в таких случаях: «I am okay, Jack».
Почему нам так трудно признать, что мы тоже «другие люди»? Причина во внутреннем разладе, который психологи называют когнитивным диссонансом. Когнитивный диссонанс — это нечто вроде брони, защищающей человека от информации, которую он не хочет знать и слышать. Каждый из нас — порой неосознанно — ищет гармонии в своих воззрениях. Если возникает диссонанс, разлад между убеждениями и поведением, мы ищем средства для его устранения. Естественнее было бы изменить свое поведение, привести его в соответствие со своими воззрениями, но чаще происходит наоборот: воззрения подгоняются под наше поведение. Так ведь легче.
Еврейский месяц элул — особенный. Им завершается год, и он ведет к двум важным рубежам: Рош-Ашана и Йом-Кипуру. В течение этого месяца мы напряженно работаем над собой, стараясь избавиться от когнитивного диссонанса. На святом языке этот процесс называется «тшува». «Тшува» — это возвращение. Возвращение к реальному восприятию действительности, к отказу от «страусиной политики».
В прошлом недельном разделе «Ки Таво» Тора рассказывала нам, к каким печальным результатам может привести коллективный еврейский «страусизм». Девяносто восемь проклятий — одно ужаснее другого. Выслушав эти мрачные предостережения, наш свободомыслящий современник может подумать: «Это для религиозных. Они верят — вот пусть и боятся. А я не верю, и меня их страхи не касаются. Буду жить, как считаю нужным, и все будет о’кей».
Хафец-Хаим говорил, что на похоронах люди условно делятся на две категории: «вечно живущих» и «смертных». Причем каждый относит себя к первой категории, хотя в действительности еще ни один человек не ушел живым из этого мира. Когда, перейдя невидимую грань между двумя мирами, наш вольнодумец предстанет перед Небесным судом, ссылка на атеистические убеждения ему не поможет.
«И вот, как услышит он слова строгого заклятия этого, то возгордится он в сердце своем, говоря: «Мир будет мне…». До Рош-Ашана осталось совсем немного времени. Однако его вполне достаточно, чтобы понять лживость этих слов: «Мир будет мне». Таков девиз страуса. Но страусу нет мира под оливами. Его удел — прятать голову в песке.
Близится грозный Суд. Так пусть, несмотря ни на что, все мы будем записаны в Книгу Жизни. Включая страусов.
Тора и жизнь
«Увахарта ба-хаим — Избери же жизнь!» (30:19). Комментатор Баал а-Турим объясняет: «Ба-хаим» имеет гематрию (сумму числовых значений букв) семьдесят, что соответствует семидесяти вариантам толкования Торы, а также семидесяти годам жизни, отведенным среднестатистическому человеку, как сказано в книге Псалмов: «Годы жизни нашей — семьдесят, от силы — восемьдесят» (Теилим, 90:10).
Это значит, что Тора равнозначна жизни, но лишь при условии, что мы будем увлеченно изучать ее все дни нашей жизни, что она будет стоять у нас на первом плане.
Главный защитник. «А теперь напишите себе песнь эту…» (31:19). Согласно РАМБАМу («Хилхот Сефер-Тора, 7:1), это последняя заповедь в Торе: каждый еврей должен написать свиток Торы. Не обязательно в буквальном смысле: можно купить Тору в виде книги и прилежно изучать ее. Интересно, комментирует Хафец-Хаим, что эта заповедь следует сразу за предостережением: «А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день за все зло, которое они сделали, когда обратились к богам иным» (31:18).
Отсюда следует, что Тора обладает способностью оградить и защитить нас от бед и страданий даже в такие времена, когда Всевышний скрывается от нас. В темные ночи изгнания именно Тора освещала нам путь, вела нас через самые трудные испытания. Талмуд (трактат «Сота», 21а) так комментирует стих из «Мишлей» (Притчи царя Шломо): «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» (6:23) — «Свет (солнца) всегда защищает нас, и Тора — тоже».