Материалы сайта www.evrey.com
Вчера в Израиле были опубликованы результаты очередного опроса общественного мнения, проведённого Институтом изучения общественного мнения под руководством профессора Камиля Фукса. Опрос, среди прочего, касался того, как, по мнению опрошенных, распределились бы места в Кнессете, если бы выборы проводись сейчас. Согласно результатам опроса, в этом случае, «Ликуд» под руководством Б. Нетаниягу остался бы крупнейшей силой в Кнессете, получив 31 место из 120. При этом, второй по величине политической силой в Кнессете стал бы правый блок «Ямина» во главе с бывшим министром обороны и бывшим министром образования, Нафтали Беннетом, получающий в опросе 21 место. Ещё две партии, традиционно являющиеся основой право-религиозного блока, — объединение религиозных ашкеназских евреев «Еврейство Торы» и партия религиозных евреев-сефардов ШАС, получили бы каждая по 7 депутатских мест, добавив правому блоку ещё 14 мест в Кнессете, что в совокупности дает израильским правым устойчивое большинство в 66 депутатских мест. Что касается политических сил, принадлежащих к левому лагерю, то распределение голосов опрошенных, отданных за эти силы таково: партия «Еш Атид» получила бы в случае «сегодняшних» выборов — 18 мест в Кнессете (см. на сайте материал «Напрасные надежды» — 06.09.20), «Объединенный арабский список» (на последних выборах отстраненный от участия в них ЦИКом, но заботливо возвращенный в предвыборную гонку специальным решением т.н. «Высшего суда справедливости») — 13, нынешний партнер Ликуда по правительству национального единства, левый блок «Кахоль-Лаван» может, согласно опросу, рассчитывать на 11 мандатов. Одиозная партия «Исраэль Бейтену» Авигдора Либермана (см. на сайте материал «Либерман спровоцировал необходимость выбора»), сумевшая на протяжении последнего года, фактически, пустить под откос политическую систему страны, спровоцировав 3 (!) выборные кампании за один год, и ультралевая партия МЕРЕЦ, — получают по 6 депутатских мест каждая. Таким образом, лево-арабский блок, включая сюда партию «Исраэль Бейтейну», располагает 54 мандатами.
Внимательный читатель, хорошо знакомый с политическим ландшафтом Израиля, скорее всего, обратил внимание на то, что среди левых партий нами не упоминается традиционная политическая сила левого лагеря — партия израильских социалистов, «Авода». Причина в том, что, согласно опросу, эта, старейшая партия израильского левого лагеря, стоявшая у истоков воссоздания еврейского государства в 1948 году, много лет являвшаяся правящей политической силой в Израиле, — впервые в истории Израиля, не проходит электоральный барьер, в настоящее время составляющий, как известно, 3.25% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Еще одним примечательным моментом, зафиксированным этим (и не только этим) опросом, является отсутствие в настоящее время сколько-нибудь крупной силы на левом фланге израильской политики. Ещё недавно такой силой был псевдо «центристский» блок «Кахоль Лаван», строивший свой политический успех, практически целиком, на успешном обмане определенной части правых избирателей. Сегодня осколки блока находятся по разную сторону политических баррикад, и активно враждуют друг с другом. Опрос ясно показывает, что левый лагерь Израиля раздроблен: самая крупная сила его представляющая, — сегодня это партия «Еш Атид» с 18 условными мандатами, — «весит» меньше чем вторая по величине политическая сила правого лагеря, — блок «Ямина» (21 мандат). Следует отметить, что ещё не так давно соотношение обеих этих политических сил было прямо противоположным: 21 мандат у Еш Атид и 16-18 у «Ямины» ( уже на этом этапе втрое увеличившей свою электоральную силу по сравнению 6 нынешних мандатов в Кнессете). Но и тогда, повторим, дело шло о крупнейшей силе «слева» и одной из сил второго ряда в правом лагере. В пыли, осевшей после развала «колосса на глиняных ногах» называвшего себя «Кахоль Лаван», постепенно начинают проступать контуры ПОДЛИННОГО распределения сил между политическими лагерями. И это распределение сил твердо указывает на то, что примерно две трети еврейских избирателей Израиля — с правыми, а не с левыми.
Следует признать, что этот факт, сам по себе, представляет некую историческую веху в политической истории Израиля. Факт, знаменующий собой окончание целой эпохи.
Ещё одной, и возможно, главной, сенсацией опроса стало резкое усиление популярности блока «Ямина», ставшего второй силой в «виртуальном Кнессете». Самое важное здесь, пожалуй, то, что рост популярности блока «Ямина» не выглядит случайным, — он последовательно наблюдался во всех предыдущих опросах, — пока не привел «Ямину» на «второе место» в Кнессете. Не менее интересной деталью является и то, что успех «Ямины» лишь частично достигнут за счёт голосов правого лагеря. Исследование показало, что значительную базу для усиления популярности блока «предоставили» традиционные сторонники партии… «Еш Атид». То есть крупнейшей силы нынешнего левого лагеря Израиля. Это обстоятельство указывает на то, что в левом лагере активно идет процесс «таяния ледников», и уход его традиционного электората в правую часть израильского политического спектра. Следует отметить, что рост популярности «Ямины» не связан с похожим ростом популярности её лидера Нафтали Беннета: большинство правых избирателей по-прежнему предпочитают этому политику в качестве национального лидера — Б. Нетаниягу. При достаточно критичном отношении к некоторым решениям премьера, касающимся борьбы с коронавирусом. Тем важнее общая тенденция роста популярности блока «Ямина», если эта популярность не основана на популярности лидера, значит она имеет системные причины. И отражает растущий политический спрос на те силы в право-религиозном лагере, которые готовы «пойти вправо» дальше, чем Ликуд. Судя по всему, это, прежде всего, касается распространения израильского суверенитета в Иудее и Самарии, более активной реформы израильской судебной и правоохранительной системы (проблема, которая, действительно, требует скорейшего решения). И еще один важный аспект: израильский правый лагерь и израильское общество в целом, судя по всему, в большей степени, чем еще несколько лет назад, готовы к тому, чтобы национальным лидером страны стал религиозный еврей в кипе (каковым является Нафтали Беннет). Трудно сказать, как сложится «политическая судьба» Израиля в дальнейшем, и кто конкретно станет во главе страны в будущем, но ясно одно, если главой государства станет человек в кипе, ни «светский», ни «религиозный» Израиль уже не будут этим чересчур шокирован. При этом, в случае, а точнее: тогда, когда это произойдет, — духовный статус Израиля коренным образом изменится. Еврейская страна станет воистину еврейской для всего мира. А из уст религиозного еврея — лидера Израиля, возможно, наконец, прозвучат слова которые «подсознательно» так долго ждет весь мир: о том, что земля Израиля принадлежит народу Израиля по воле самого Творца мира. Нет никакого сомнения в том, что такая декларация из уст религиозного лидера еврейской страны повлечет за собой последствия, воистину, космического значения. Ибо всему миру будет, наконец, сказана, Истина.. А она, как известно, обладает огромной, практически бесконечной, духовной силой.
Данные опросов свидетельствуют о достаточно трезвом взгляде избирателей на вопрос о лидерстве. Большинство сторонников правого лагеря осознают, что Нетаниягу, несмотря на ошибки и просчеты, всё же, на сегодняшний день, является непревзойденным мастером государственного и политического руководства. И в этом смысле другим правым лидерам, включая Н. Беннета, ещё есть чему поучиться у лидера Ликуда.