«Я отношусь с любовью к каждому человеку, но признаюсь, что одну категорию людей не могу терпеть»… «Кого же не мог терпеть рав Хаим Шмулевич?» — заинтересовались тогда мы, студенты иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль», с нетерпением ожидая ответа. Рав Ицхак Эзрахи (сегодня он возглавляет иешиву «Мир» в Иерусалиме) рассказывал, что эти слова произнес его знаменитый тесть рав Хаим Шмулевич. Рав Хаим был одним из самых великих мудрецов своего поколения. Во время Второй мировой войны он с другими учениками иешивы бежал из польского городка Мир в Вильнюс, оттуда в Москву, во Владивосток, в Японию, в Китай, и, в конце концов, именно он возглавил легендарную иешиву «Мир» в Иерусалиме (другая часть иешивы в Бруклине). Так кого же не мог терпеть этот мудрейший и чрезвычайно доброжелательный человек? Впрочем, для нас это был не только теоретический вопрос. Многие молодые люди готовились устроить свою личную жизнь. Потому мы не раз обсуждали, что же самое ценное в человеке, а с другой стороны, какая черта характера делает жизнь с этим человеком невыносимой.
Относительно главной добродетели споров не было. Все соглашались, что главным в человеке является добро: милосердие и благородство, выражающиеся в добрых поступках. Рав Исраэль Салантер любил повторять, что, кроме 613 заповедей Торы, есть еще одна — не быть глупцом! Понятно, что недалекий человек, без чувства такта, может нанести много вреда, каким бы добрым сердцем он ни обладал. Не случайно говорят, что дорога в ад выложена добрыми намерениями. Итак, спору нет, следует искать доброго и умного человека, который сможет стать настоящим другом на долгие годы. Но чего надо опасаться больше всего? Какая черта характера превращает общение с человеком в муку, угрожая разрушить семью? По этому вопросу ребята высказывали самые разные мнения.
Итак, пришло время открыть секрет. «Я отношусь с любовью к каждому человеку, — говорил рав Хаим Шмулевич. — Но признаюсь, что одну категорию людей не могу терпеть: всегда довольных собой!» Самодовольные люди никогда ни в чем не виноваты, наоборот, у них всегда во всем виноваты окружающие. Самодовольный человек продолжает упрямиться и проявлять гнев, высокомерие, гордыню, жадность и зависть. Такой человек не видит никакой нужды исправлять или улучшать свой характер.
Любая, даже самая мелкая проблема становится большой и неразрешимой, если человек продолжает упрямо не видеть в себе недостатков. Самодовольство в сочетании с недостатком в характере превращается в «гремучую смесь», угрожая взорвать семью изнутри. Возникший конфликт невозможно преодолеть. Отсутствие перспективы исправления самодовольного человека превращает любую конфликтную ситуацию в тупиковую. А вот теперь мы можем оценить всю глубину слов рабби Нахмана из Бреслава, который также задал вопрос о главной добродетели человека. «Что является самым цельным, совершенным в мире? Разбитое сердце человека!» — утверждал ребе. На иврите слово «шалэм» означает не только цельный, но также и целый, отсюда игра слов: целый — разбитый.Иными словами, наиболее совершенным человеком является тот, который ощущает собственное несовершенство. Верно и обратное: чем больше человек доволен собой, возомнив, что он совершенство, тем дальше он от этого совершенства. А как относится к другим самодовольный человек? Обычно без всякого снисхождения, осуждая других людей за мельчайшие или даже воображаемые проступки. В Торе сказано, что Всевышний избрал Авраама, потому что он направит своих потомков дорогой «справедливости и милосердия». Но позвольте, на первый взгляд, кажется, что это не одна дорога, а два разных пути, спрашивает Хофец Хаим: один путь справедливости, и совсем другой путь милосердия. Впрочем, все-таки это один и тот же путь, заключает он. Справедливо и требовательно нужно относиться, прежде всего, к себе, а милосердно и снисходительно — к другим! Но не наоборот.
«Почему у человека два глаза? — спросил Алтер Ребе. — Для того чтобы одним глазом видеть достоинства других людей, а вторым — свои собственные недостатки!» Конечно же, очень важно для человека знать и свои сильные стороны. Верно и то, что бывают ситуации, в которых нельзя закрывать глаза на чьи-то недостатки, особенно если из-за этого могут пострадать люди. Но в целом верно, что любовь человека к самому себе ослепляет его, потому сказано в Талмуде: «Человек не видит собственных недостатков». Как говорится, «в чужом глазу мы замечаем соринку, в своем же не видим и бревна».
Как может человек удостоиться в Судный день Рош Хашана быть записанным в Книгу жизни, спрашивают мудрецы. «Кто устоит пред Тобой на Суде?» — говорится в Махзоре, молитвеннике Рош Хашана и Йом Кипура. Ведь, как сказал царь Соломон в своей книге «Экклезиаст»: «Нет праведника, который бы не совершил греха». Единственный способ удостоиться снисходительного отношения на Небесном суде — это снисходительно относиться к людям, — говорит Талмуд. Если ты не осуждаешь, а снисходительно судишь о людях, то и люди, и Небеса будут милосердны к тебе. Но как реально научиться этому? Очень просто и бесконечно сложно — научиться любить людей!
Как можно практически исполнить заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя»? Мудрецы учат нас, что если ты видишь в человеке недостаток, то не осуждай его, а будь к нему снисходительным, оправдай его, как нашел бы оправдание в подобной ситуации для себя «любимого». То есть люби и не осуждай ближнего так же, как ты любишь и не осуждаешь себя. Никто не рождается с любящим сердцем. Человеческое сердце является лишь сосудом, который следует наполнить любовью. Не случайно Тора говорит о любви к ближнему и о любви к Всевышнему. В молитве «Шма Исраэль» говорится, что человек должен положить эти слова любви «на свое сердце». Так почему же «на сердце», а не «в сердце»? — спрашивает ребе из Руг в своей книге «Хидушей Ханим». Сделать так, чтобы любовь к людям проникла в сердце человека, совсем не просто. Нужно повторять, стараться и стремиться, «накладывая любовь на сердце», тогда, в конце концов, любовь эта начнет просачиваться, проникая в глубь сердца человека. Потому так важно научиться снисходительному отношению к другим. Ибо тот, кто научился не осуждать людей, научится их любить.
Художник Алекс ЛЕВИН