Почему два человека могут вести себя по-разному в одной и той же ситуации? Например, один пассажир уступит место пожилому человеку, вошедшему в переполненный автобус, а другой — сделает вид, что не заметил его. Один прохожий постарается остановить распоясавшегося хулигана, а другой — быстро исчезнет, не защитив слабого…
У каждого человека есть свобода выбора, и каждый волен поступать по своему разумению, заслуживая своим выбором награду или наказание. Всевышний не благословляет и не проклинает человека, а лишь предлагает сделать свой выбор: «Смотри, сегодня я предлагаю вам благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Всевышнего…, и проклятие, если не послушаете заповедей» (Дварим 11: 26-28). Почему это обращение Торы начитается со слова «смотри»?
Возможно, потому, что наш выбор состоит не только в том, какие поступки мы совершаем, но и в том, что мы видим. Два человека могут смотреть на одно и то же, но видеть разное. Поэтому отличаются и их поступки. Так, стакан с водой один видит наполовину полным, а другой — наполовину пустым.
Двенадцать разведчиков отправились в Землю Израиля после Исхода из Египта и дарования Торы. Сорок дней смотрели они на одно и то же, но видели разное. Возвратившись к своим, они рассказали об увиденном: десять разведчиков оклеветали Землю, а двое — прославляли ее.
Почти сорок лет спустя Моисей умолял Всевышнего позволить ему войти в Израиль: «Дай мне перейти (реку Иордан) и увижу я эту хорошую Землю!» (Дварим 11:25). Тот, кто перейдет реку Иордан, тут же окажется в Земле Израиля и, конечно же, увидит ее. Так почему же Моисей все же просил еще и «увидеть эту хорошую Землю»? Он молил Всевышнего, чтобы Тот помог ему не повторить греха разведчиков и удостоиться увидеть только хорошее в Святой Земле, — пишет Охел Тора. «Смотрите на хорошее в Иерусалиме! (Псалмы 128:5), — призывал царь Давид. — Кто тот человек, что жизни желает, что любит в днях (жизни) видеть хорошее?» (Псалмы 34:13).
Искусство жизни заключается в умении видеть хорошее в людях, в Иерусалиме и Израиле. Человек, который сморит на мир с любовью, ищет хорошее в людях. Окружающие чувствуют его любовь и доверие и потому оправдывают его ожидания, раскрываясь с лучшей стороны. Искусство жизни не ограничивается умением видеть хорошее, но важно и слышать хорошее. Два человека могут слушать одно и то же, но слышать разное!
«Моисей отделил три города по эту сторону Иордана, к восходу солнца, чтобы мог бежать туда убийца, который убьет своего ближнего без умысла. Бецер в пустыне, в краю равнин, у сынов Реувена и Рамот в Гиладе у сынов Гада, и Голан в Башане у сынов Менаше» (Дварим 36 41-43). На Восточном берегу Иордана Моисей построил три города, в которых люди, случайно убившие кого-то, могли найти защиту от преследования со стороны близких убитого. Но почему потомки Реувена удостоились того, что на их территории был построен такой первый город-убежище?
Мудрецы Талмуда отвечают в трактате «Макот» (10а), что когда братья задумали убить Йосефа: «Давайте пойдем, убьем его, — то Реувен услышал это и спас его. — Мы не убьем его, — сказал им Реувен. — Не проливайте крови.
Бросьте его в эту яму, что в пустыне, — сказал он, желая спасти брата и вернуть отцу» (Берешит 37:20-23).
Реувен намеревался вытащить Йосефа из ямы и вернуть его отцу. Но он не успел еще вернуться, как «мидянитяне, торговцы, проходили мимо, потянули и вытащили Йосефа из ямы и продали Йосефа ишмаэлитам» (Берешит 37:28).
Братья считали, что Йосеф, подобно негодяю Эйсаву, пытается злословием разрушить семью, потому посчитали, что он заслужил смерти. Лишь Реувен посчитал нужным оправдать и спасти Йосефа. За попытку спасения Йосефа Реувен удостоился того, что на территории его потомков был построен город — убежище, в котором люди могли спасаться от преследования.
Но почему именно Реувен решил спасти Йосефа? Когда после смерти Рахели Яаков перенес свою постель в шатер ее служанки Билхи, а не в шатер его матери Леи, Реувен выступил в защиту чести матери, не посчитавшись, однако, с обязанностью проявить уважение к своему отцу Яакову. Руевен опасался, что за этот свой грех его накажут тем, что он не будет больше частью еврейского народа — одним из двенадцати колен Израиля.
В дальнейшем, когда Йосеф рассказывал братьям свои сны: «Вот, солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне», — братья завидовали ему (Берешит, 37:9) Братья возненавидели Йосефа, услышав, что он хочет возвыситься над ними. Однако Реувен услышал совсем иное: одиннадцать звезд — это одиннадцать братьев, включая меня. Йосеф считает меня своим братом.
Вместо того чтобы испытать ненависть и зависть, услышав сон Йосефа, Реувен ощутил в своем сердце братскую любовь, пишет Рав Пам. И когда братья задумали убить Йсефа, Реувен сказал: «Если Йосеф в своих снах считает меня своим братом, то как я могу не спасти своего брата Йосефа?» (Берешит Раба 84:15).
Очень часто конфликты между людьми возникают по недоразумению, из-за того, что один человек слышит то, что хочет услышать, и видит то, что хочет увидеть. Поэтому так важно научиться «снисходительно судить ближнего» (Завещания отцов 1:6): смотреть на людей и слушать их со снисхождением и любовью.
Художник Алекс ЛЕВИН