— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Может быть, этот вопрос и не нужно публиковать для общего обсуждения? Я традиционный еврей (соблюдаю кашрут, шаббат и праздники). К этому я пришёл, быть может, от некоего толчка, но знаю, что соблюдение — есть правильное дело, и важно сохранить то, к чему пришёл… Но существует в моей истории фактор сдерживания, и это любовь. Есть проблема: она не разделяет мои духовные скрепы, моё соблюдение и все, что может быть связано с духовностью, так как она воспитывалась не в еврейской среде.
Аноним из Москвы
— Прежде всего отмечу, что Вам совершенно не следует беспокоиться по поводу того, что и Ваше письмо и ответ на него появились на сайте, так сказать, в «открытом доступе». Во-первых, потому, что Ваше имя не упомянуто, и никаких данных из биографий «действующих лиц», по которым их можно было бы «опознать», нет. Во-вторых, потому что с такой или подобной проблемой нередко приходится сталкиваться евреям, живущим в городах, где довольно много евреев (не только в России, но и во всем мире, в том числе, конечно же, и в Израиле). И наши с Вами рассуждения, быть может, помогут им найти правильный выход из ситуации. Итак, кратко и более четко сформулируем суть проблемы. Молодому человеку понравилась девушка. Допустим, что «вторая сторона» испытывает ответные чувства. Но она, как Вы и пишете, не разделяет его духовные устремления. Как быть в этом случае? Возьмем за основу реальное соображение, что у еврея, живущего вне Израиля, вероятность встретить еврейскую девушку, да еще чтобы между ними возникли взаимные чувства не слишком высока. А ведь создание еврейской семьи — чрезвычайно важная задача, за реализацию которой каждый еврей несет ответственность и перед Небом, и перед своим народом. И это означает, что в случае, если тебе повезло, и ты встретил еврейскую девушку, которой ты тоже понравился, нельзя отнестись к такой удаче легкомысленно. Надо постараться сделать все возможное, чтобы ваш брак состоялся. С одной стороны, должно быть совершенно очевидным, что в ситуации, если ничего не изменится, и она не пересмотрит свои нынешние позиции, этот брак бесперспективен. С женой, которой чужды основные принципы еврейской жизни, Вы не сможете жить, да и для нее это будет мучением, «сериальным» обманом и насквозь фальшивым, якобы общим сосуществованием. Но ничего не надо сразу отвергать. Такому молодому человеку, на мой взгляд, нужно поставить перед собой задачу — помочь девушке открыть в себе (в ней) некие «точки» еврейской души, которые, поэтически говоря, хранятся в сердце каждого еврея. Однако проблема в том, что пути к этому успеху очень индивидуальны. Ведь одни люди склонны к мировоззренческим размышлениям, другие — к поэтике, третьи — к некой эмоциональной музыке чувств. И каждая конкретная ситуация имеет свои индивидуальные особенности. Но речь идет о Вашей жизни. Поэтому Вы, полагаю, примете мой совет — целиком вложиться в этот «проект», стараясь понять Вашу любимую, увидеть ее по-настоящему положительные стороны и позитивные жизненные интересы. А затем попытаетесь «склеить» ее хорошие стороны с нашим мировоззрением, с нашим образом жизни, с нашей великой историей и со всем, на чем всегда стоял и стоит наш народ. Если все это будет искренне, вероятность, о которой здесь было сказано, значимо повысится.
Отвечал рав Элиягу Эссас