«Вселенская большая любовь. Моя секретная калитка в пустоте»
Егор Летов
На фоне вновь всколыхнувшейся среди братьев-евреев ненависти (под политическим небосклоном в Израиле и в Америке сильно штормит) считаю уместным опять поговорить о любви. На этот раз в каббалистическом ключе.
Начнем с известной истории из Талмуда и попробуем за кажущейся простотой сюжета найти скрытую мудрость.
Итак, некий человек, возжелавший пройти гиюр и стать евреем, приходит к рабби Илелю, известному своей беспредельной добротой и любовью к людям, и предлагает странную сделку: он примет иудаизм, если рабби сможет объяснить ему всю суть Торы, пока он стоит на одной ноге.
— Вставай, сын мой! — без колебаний соглашается рабби и в качестве сути своей веры произносит всего одну лишь фразу: «Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе». В этом вся Тора, остальное — лишь комментарии.
После этого потенциальный прозелит становится реальным прозелитом, и история о нем забывает. А вот о фразе рабби Илеля не только не забывает, но и в лице выдающихся талмудистов разводит руками в недоумении и вопрошает: «Да как же великий Илель мог свести всю суть Торы лишь к одной этой заповеди о любви к ближнему, как к самому себе? Да ведь Тора-то намного шире! Да это ведь нонсенс какой-то!»
Их недоумение можно понять.
Дело в том, что, как нам всем известно, первые заповеди были получены Моисеем на горе Синай в виде двух каменных скрижалей.
— Почему две? — спрашивают комментаторы.
— Потому что на одной высечены заповеди из сферы отношений человека и Б-га, а на второй — из сферы отношений человека с себе подобными.
Соответственно, когда мы всеми силами сдерживаем себя, чтобы не нарушить такие приказы, как «Не убей!», «Не укради!» и им подобные, мы как бы вчитываемся в надписи на второй скрижали.
Ну а если речь идет о контакте с Б-гом, то в силу вступает первая скрижаль.
«Отсюда следует, — говорят мудрецы, — что рабби Илель имел право сформулировать так, как он сформулировал, только суть второй скрижали. Но какое отношение моя вера в Б-га или, например, наматывание на руку тфилин в качестве символа этой веры имеют к любви к ближнему?»
Да, напортачил чего-то рабби Илель, напутал.
Нет. Не напутал. И в качестве адвоката мудрого рабби выступает тайное еврейское учение, переадресующее нас, запутавшихся, к теории переселения душ — фундаментальной концепции иудаизма.
С точки зрения этой теории, мы все когда-то были одной душой в теле одного человека — Адама.
С началом практического выполнения заповеди «Плодитесь и размножайтесь» и по сей день все рожденные несут в себе частицу той самой первой души. При этом кому-то достается частица, некогда оживлявшая сердце Адама, а другим — частица, оживлявшая его правую коленку. Но при кажущемся неравенстве (разве каждая кухарка не должна учиться управлять государством?) на самом деле, мы все же равны. И вот почему.
Для начала, чтобы объяснить эту идею, Каббала прибегает к сравнению с рефлексологией, которая, как известно, умеет благоприятно воздействовать на внутренние органы путем массирования совсем иных точек на теле.
Так и с нашими душами, рассеянными по планете и разделенными километрами и физическими оболочками тел. Мы — взаимосвязаны! Заболит у одного (имеются в виду духовные болезнь и упадок), другой с иного континента одною силою мысли может помочь.
Принимать эту концепцию или нет — вам решать. Но вот то, что я напишу далее, согласитесь, очень красиво.
В Иерусалимском Храме был запрет: служить в нем не могли священники с физическими недостатками. Только совершенная душой и телом личность могла принимать участие в заповеданных ритуалах.
Зачем это нам сейчас? А затем, что, опять же, с точки зрения Каббалы, на символическом уровне каждый человек — служитель в Храме этой планеты, стало быть, должен стремиться к совершенству.
А теперь представьте себе, что нас отравляет ненависть. К любому другому человеку: соседу, родственнику, бывшему другу или вечному врагу. С точки зрения нашей теории, ненавидя его, мы как бы ампутируем частицу собственной души (ведь мы же все — одна душа, одна тонкая субстанция, подобная Интернету, связывающему разделенные тысячами километров компьютеры). Мы становимся инвалидами духа, и нам не досчитаться мизинца или коленки, а в худшем случае — и сердца.
И тогда наша «служба» в Храме не принимается Небесами.
И сколько бы мы ни наматывали тфилин и ни читали молитвы с истовым чувством и пеной на губах, не сработает — ведь служение инвалидов не достигает цели.
Поэтому-то рабби Илель и сказал тогда, что в любви к другому суть всей Торы, а остальное — лишь комментарии к ней.
Стало быть, не делай другому (не отрезай ненавистью частицу собственной жизненной силы) того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе!
Эстер СЕГАЛЬ