Надгробие рабби Натана Шапиро
Большинство свершений происходят от глупости или неумелости. Популярная шуточка: «в жизни всегда есть место подвигу, только надо держаться от него подальше». Редко человек ясно представляет события и условия, приведшие и принудившие его к подвигу. Наш герой — разительное исключение.
Дата рождения рабби Шимшона из Острополя (Острополера) неизвестна, сведения о его жизни обрывочны. Зато достоверно известны день и обстоятельства смерти: 22 июля (3 Ава) 1648 года казаки Хмельницкого после двухдневной осады ворвались в Полонное — ворота им открыли украинцы, служившие в польских войсках, вместе с евреями оборонявших город. Рав Шимшон и 300 облачённых в талиты вошли в синагогу, где во время молитвы убиты извергами. Всего в Полонном погибло тогда около десяти тысяч евреев, частью местных (до казацкого восстания здесь проживало 12 тысяч наших единоверцев), частью — бежавших под защиту крепостных стен жителей окрестных городков и местечек. Судьбу Острополер выбрал сознательно.
Рав Шимшон был потомком царя Давида по линии, на которой светятся имена Раши (1040-1105) и Маараля из Праги (1512-1609); среди потомков его самого — один из основателей хасидизма рабби Яков-Йосеф из Полонного (1710-1784), каббалист рав Шломо Элияшив (1841-1926) и недавно ушедший от нас законодатель рав Йосеф-Шалом Элияшив (1910-2012). Учился он сокрытому учению у рабби Натана-Неты Шапиро (1585-1633) из Кракова. Это был один из основоположников каббалистического движения в Польше, глава краковской ешивы, городской магид (проповедник) и автор многих трудов по каббале и алахе, из которых наиболее популярен «Мегале амукот» (Раскрывающий глубинное). По имени этого труда его и называют. Сей знаменитый трактат посвящён анализу всего одной строки Торы — той, где Моше рассказывает, как Всевышний не позволил ему войти в Святую Землю («и умолял я в тот час…»). Автор слой за слоем снимает внешние одежды и вводит читающего в реальность вечной Торы. О рабби Шапиро сохранилось предание, настолько несомненное, что оно вырезано на могильном камне: ему открылся пророк Элиягу и рассказал, что отныне ангелы оплакивают разрушенный Храм теми мелодиями, которыми плачет рабби Шапиро в ночных молитвах. Оба, и Мегале Амукот и Острополер, считаются последователями Аризаля.
Рав Шимшон был магидом (проповедником) в Острополе — на Волыни, на реке Случь, в 35 километров от Староконстантинова. Затем — городским раввином в Полонном, бывшем в те времена одним из центров еврейства на Волыни. Он автор большого числа трудов, в основном по каббале, издано немногое, в частности, его обширный комментарий на книгу «Зоар». Другой комментарий на «Зоар» («Махане Дан», Лагерь Дана) утерян, но многие народные поверья ссылаются на него, как на свой источник. Над этим комментарием Острополлер работал много лет, Бааль-Шем-Тов говорил, что если бы мы могли его изучать, Машиах уже бы пришёл. У постигающих каббалу есть обычай: перед Песахом прочитывать письмо рабби Шимшона иерусалимским мудрецам, в котором разъясняется смысл египетских казней.
Другие работы ходили в рукописях, обширные цитаты из них встречаются в более поздних публикациях. Острополер состоял в переписке с ведущими знатоками каббалы и его тоже именуют среди основоположников польской школы мистического знания.
Рав Шимшон очень любил ясность и старался разбираться в недосказанном. Так, упомянутый его комментарий к «Зоар» («Сефер ликутим» или «Ликутей шошаним» — Книга собраний или Собранные розы) объясняет неясные места опорной книги каббалы и многих других каббалистических сочинений. Хотел бы я посмотреть на человека, для которого в «Зоаре» больше ясных, чем неясных мест! Другой его труд, изданный через полтора века после гибели автора: «Нифлаот хадашот» (Новые чудеса) растолковывает неясные места в Пятикнижии… Вероятно, что-то не устраивало мистика в Свитке Эстер — и вот, пытаясь разобраться в вязи древних намёков, он обнаружил неприятную новость.
Уточним — не только он один. Рабби Йехиель-Михл из Немирова, человек, знавший наизусть все основные труды Письменной и Устной Торы, выдающийся каббалист (его тоже причисляют к «польским основоположникам»), задолго до кровавой вакханалии написал в книге «Шиврей лухот» (Обломки скрижалей), что гематрия слов «Хевлей Машиах» (Страдания перед приходом Мессии) есть 408. И это — намекает на 5408, в принятом летоисчислении 1648 год…
Рабби Шимшон пришёл к результату иным путём — он обнаружил скрытый код в «Мегилат Эстер», которым записано, что: «указ Амана об уничтожении евреев не отменён, а перенесён на 1648 год». Напомню в связи с ещё более страшной Катастрофой, что в «Свитке Эстер» зашифрованы (в перечне повешенных сыновей Амана) имена повешенных по Нюрнбергскому процессу нацистских преступников. А в мидрашной истории о дочери Амана — имя Геринга, успевшего принять яд; герой-лётчик отчего-то носил под мундиром женское бельё… Случайно ли «Эстер» означает «Сокрытие»?!
У рава Шимшона был ещё один источник. Летописец той ужасной эпохи рав Натан Ганновер (1610-1663) перечислял жертвы: «И был среди них мудрец и знаток каббалы рав Шимшон Острополер — к нему ежедневно являлся ангел и обучал его тайной мудрости. И ещё задолго до катастрофы он поведал, что, дабы смягчить приговор небес, евреи должны совершить великое покаяние. Много раз проповедовал рабби Шимшон в доме молитвы, призывая людей к раскаянию, и действительно во всех городах произошло великое покаяние, но было уже слишком поздно, ибо приговор небес был уже подписан».
Надо полагать, небесный Магид сообщил об этом земному Магиду? И перед праведником встал вопрос: как спасти народ? Этот вопрос уже стоял перед Моше, перед Йермиягу, перед рабби Йохананом бен Закаем… Незадолго перед Холокостом о близкой его угрозе писал рав Эльханан Буним Вассерман… Увы, спасение нередко наступало лишь частичное, наши грехи и преступления всего человечества — тяжкий груз.
Рабби Шимшон решает применить принцип: «смерть праведника искупает, подобно пеплу красной коровы» (в Торе закон о рыжей корове и рассказ о смерти Мирьям подчёркнуто соседствуют). Он обращается к 3-м другим крупнейшим каббалистам Восточной Европы: раву Йехиель-Михлу из Немирова, гениальному законоучителю Шабтаю Коэну (Шаху) и ещё одному мудрецу, имя которого я установить не сумел. Острополер предлагает лидерам народа принять на себя смерть, чтобы искупить остальных — по его расчётам, заслуг каждого хватало только на четверть народа. Отказались, объяснив свои обстоятельства, Шах (1622-1663) и неназванный мудрец. Шах прожил всего 41 год — вероятно, на некоем уровне он принял на себя этот груз. Согласился же — рабби Йехиель-Михл. 31 мая (10 Сивана) 1648 казаки под польскими знамёнами входят в доверчиво открытые ворота Немирова — и вместе с раввином погибают шесть тысяч евреев. Видимо, Полонное и Немиров — крупнейшие бойни той жуткой эпохи.
Мудрецы высказывали разные мнения: отказом двух каббалистов разрушен весь план рабби Шимшона — или же двое согласившихся искупили половину народа? Но что нам с вами до высшей небесной математики? Нам остаётся надеяться, что Творец по милости своей разбросал по временам беды предмессианской эпохи, ведь разве можно предсказанное не то что вынести — даже просто помыслить одному поколению? Может быть, нам, поколению «возвращения далёких», достались лишь отголоски, как корона вместо чумы или дурацкие бунташки заместо залпа «Авроры»? Даже если и так, то надо нам «принимать заказ» на защиту и очищение народа, ведь: «там, где стоят возвращающиеся к Торе, не могут стоять даже совершенные праведники». Такие, как рав Шимшон.