Материалы сайта www.evrey.com
В понедельник, 13 июля, на рассмотрение Кнессета будет представлена разработанная правительством всеобъемлющая программа поддержки израильской экономики в условиях второй волны пандемии коронавируса.
Программа будет действовать до конца 2020 года. Отдельные ее пункты рассчитаны на еще больший, годичный срок — вплоть до июня 2021 г.
Бюджет самой крупной в истории Израиля программы экономической помощи составляет 90 миллиардов шекелей.
Представляя программу, министр финансов Исраэль Кац подчеркнул, что правительство поставило перед собой задачу — «чтобы в Израиле не осталось ни одного человека, который в трудный период не получил бы помощь от государства».
«Мы учли ошибки предыдущих программ помощи, — отметил министр. — Все, кто сейчас остался без работы, будут получать пособие на улучшенных условиях. Предприниматели получат крайне необходимую им поддержку».
В общих своих направлениях, разработанная правительством программа делится на три направления:
— немедленная помощь бизнесменам и независимым предпринимателям;
— долгосрочная помощь экономическим отраслям, кампаниям и предприятиям:
— долгосрочная программа помощи наемным работникам и безработным, исходящая из наиболее худшего сценария развития ситуации с эпидемией и связанными с этим жесткими картинными мерами.
Окончательное согласование пунктов программы завершено 8 июля. 9 июля премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр финансов Исраэль Кац представили ее основные положения общественности.
После утверждения Кнессетом в трех чтениях (что, как ожидается, должно произойти в один день) — программа вступит в силу. При этом первые выплаты, предусмотренные данным планом (прежде всего, срочные выплаты предпринимателям, чьи источники существования подорваны эпидемией), будут сделаны в течение первых нескольких дней после того, как Кнессет утвердит программу.
Чтобы получить более четкое представление о разработанных правительством мерах стабилизации экономического и социального положения в стране, приведем некоторые пункты программы.
В рамках новой программы владельцам пострадавших бизнесов и частным предпринимателям переведут первую выплату помощи 13-16 июля.
Выплаты пособий по безработице, включая пособие работникам, отправленным в неоплачиваемый отпуск, автоматически продлят до июня 2021 года. При этом предварительным условием получения пособия вновь, как в период «первой волны» эпидемии, станет минимальный шестимесячный стаж работы за последние полтора года.
Возвращена выплата специального пособия для наемных работников старше 67 лет, отправленных в неоплачиваемый отпуск.
Останется в силе запрет на вычет суммы помощи из социальных пособий пожилым людям.
В новой программе изменены критерии для предприятий и частных предпринимателей («ацмаим»), обращающихся за помощью к государству. Размер ущерба, за который разрешено требовать компенсацию, снижен до 40% от оборота.
Частные предприниматели до июня 2021 года смогут получать денежную помощь от государства раз в два месяца. Размер помощи, квалифицированной как подарок («маанак») составит от 3-х до 6-ти тысяч шекелей. В зависимости от оборота бизнеса.
Для предприятий с годовым оборотом от 300-т до 100 тысяч шекелей предусмотрена выплата на возмещение расходов («маанак эхзер-оцаот»), максимальный размер которого составит 500 тысяч шекелей.
Вводится новый вид помощи — социальный подарок («маанак социали») в размере 70% от подлежащего налогообложению дохода.
Максимальный размер этого подарка составит до 15-ти тысяч шекелей. Его смогут получить лица, чей годовой доход, подлежащий налогообложению, составлял до 640 тысяч шекелей.
Предполагается продолжить практику выдачи предпринимателям ссуд на льготных условиях под государственную гарантию.
При этом срок оформления ссуды и получения денег будет резко сокращен.
Особо отметим, что из 90 млрд. шекелей, предназначенных для стимулирования экономики, лишь 60 млрд. составляют бюджетные средства, остальная часть суммы — капитал частных банков.
Представляя разработанный правительством план, Нетаниягу подчеркнул, что, несмотря на успешные действия правительства в начале эпидемии, когда наблюдалось стремительное снижение показателей заболеваемости почти до нулевых отметок — подтолкнуло к слишком поспешным действиям по выходу из карантина, что, по признанию Нетаниягу, было ошибкой.
«Не только нас, но и другие страны, — подчеркнул он, — захлестнула вторая волна эпидемии. Похоже, что она не минует ни одну страну. Борьба с коронавирусом требует взвешенных, ответственных решений. Правительство вынуждено действовать методом проб и ошибок, и исправлять допущенные ошибки в процессе борьбы с эпидемией…».
Вместе с тем, Нетаниягу отметил, что и во время первой и теперь, во время нынешней волны эпидемии, запас экономической прочности, накопленный Израилем за предыдущие годы, позволяет стране осуществлять эффективную помощь населению и бизнесу. В том числе — в рамках программы, разработанной правительством в эти дни.
Экономисты свидетельствуют, что главное отличие нынешнего плана от предыдущих — наличие стратегической составляющей. Отныне правительство не выделяет отдельные суммы на «тушение» тех или иных «экономических пожаров». У программы — долгосрочный, всеобъемлющий характер. Фактически, она выстроена как отдельный бюджет, с подробной проработкой множества расходных статей.
Следует особо отметить, что в разработке нынешней программы экономической помощи участвовали команда ведущих экспертов в сфере финансов и экономики, включая одного из ведущих мировых специалистов данной области, личного друга главы правительства Нетаниягу, бывшего главу Федерального резервного фонда США и экс-главу Госбанка Израиля Стенли Фишера.
Как ни парадоксально, в настоящее время Израиль используют финансовые резервы, «накопленные» в начальный период эпидемии. Уже тогда правительство выделило 100 млрд. на цели экстренной экономической помощи.
В настоящее время из этой суммы «освоено» лишь 42 миллиарда, что, с одной стороны, свидетельствует о неповоротливости бюрократической машины (и это в дни кризиса — весьма серьезная проблема), с другой — показывает каковы финансовые резервы, которыми сегодня может располагать государство для разрешения проблем эпидемиологического и экономического кризиса.
В этой части нашего аналитического материала мы, как ни странно, вынуждены говорить о вещах, достаточно «бесперспективных». О продолжающейся в последние дни настоящей вакханалии, спровоцированной соображениями, что Израиль, якобы, «ожидает по вине правительства экономическая катастрофа». Эти соображения звучат и из уст парламентской оппозиции и в явно сочувствующей этой оппозиции прессе.
Левые оппозиционные деятеля еще в начальный период пандемии требовали срочного «максимального возвращения Израиля к обычной жизни». Теперь, когда это требование «выполнено», со всеми вытекающими последствиями и результатами — те же деятели кричат о «безответственности» кабинета и его «неспособности справиться с экономическими последствиями второй волны эпидемии».
При этом критики слева, и лидер партии «Еш Атид» Яир Лапид и глава партии «Наш Дом — Израиль» Авигдор Либерман — не выдвинули ни одного аргумента, способного продемонстрировать, чем «плоха» программа Нетаниягу и каковы лучшие альтернативы этой программе.
Вместо этого, звучит абсолютно пустопорожняя, ничего не значащая болтовня. И — ругань, не содержащая в себе никакой, даже самой жалкой и примитивной «конструктивной» критики. Если не считать плана спасения израильской экономики Яира Лапида, который начинается (и благополучно заканчивается) глубокой идеей о «сокращении в действующем правительстве количества министров».
Это — все, что может предложить в качестве «альтернативы» экономическим мерам Нетаниягу один из бывших (отметим — худших в истории страны) министров финансов.
В целом же претензии критиков сводятся к тому, что такому ужасному человеку и политику, как Нетаниягу — нельзя поручать спасение израильской экономики.
В качестве альтернативы Нетаниягу его левые критики, надо полагать — видят себя.
При том, что за годы у власти нынешний глава правительства зарекомендовал себя как опытный и успешный экономический лидер, что доказано реальной практикой его руководства израильской экономикой. Это признают даже его ярые политические противники и враги.
Не исключение — и начальный период кризиса коронавируса, когда Нетаниягу, несмотря на воздействие множества привходящих политических факторов (см. на сайте материал «Правительство создано» — 21.04.20), удалось сделать так, что в бушующем море вызванного пандемией мирового кризиса израильский экономический и государственный корабль — не затонул.
Кому, спрашивается, отдаст предпочтение владелец предприятия, испытывающего проблемы, связанные с внешними факторами? Опытному менеджеру с многолетним и доказанным, как минимум, десятилетним опытом успешного руководства бизнесом, или — пустомеле и демагогу, который на протяжении тех же 10-ти лет занимался исключительно тем, что горячо критиковал все действия этого успешного менеджера?
Ответ, как нам кажется, очевиден.
Именно поэтому попытки «оседлать» эпидемию для атак на Неианиягу — бесперспективны.
Дополнительное доказательство этому — прошедшие на исходе минувшей субботы в Тель-Авиве, уникальные в своем роде демонстрации протеста против медлительности в реализации помощи предпринимателям. Демонстранты адресуют свое возмущение правительству, подчеркивая, что их протест не носит политический характер и не направлен против Нетаниягу (!).
Есть все основания полагать, что Нетаниягу и в новой, очень серьезной ситуации, связанной со второй волной эпидемии, как всегда успешно и эффективно выведет государственный, финансовый и экономический корабль. Под непрекращающиеся пустопорожние завывания «критиков» слева.