Храму было предустановлено быть разрушенным также и потому, что таков порядок бытия – ему предшествует небытие, тьма предшествует свету
Между теснин
17 тамуза — день поста, открывающий собой трехнедельный скорбный период, также завершающийся постом – постом 9 ава.
«Заглавный» пост, установленный на 17 тамуза, приурочен к годовщине сотворения золотого тельца. Этот пост как бы превращает в траур назначенный на тот день праздник («увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Господу завтра». Шмот 32:5).
Пост 9-го ава, завершающий трехнедельный траурный период, связан со срывом истинного великого праздника – ожидавшегося в тот день вступления народа Израиля в свою землю. Вместо того чтобы начать восхождение, «подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Господь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча?» (Бемидбар 14:1).
Первый грех, совершенный 17 тамуза, отображает опережение, зуд нетерпения; грех второй, совершенный 9-го ава – отражает оттягивание, задержку, грех нерешительности.
И то и другое — невротическая реакция, и то и другое — непродуктивное выражение тревоги, и то и другое — страх перед мгновением, ради которого человек пришел в мир.
Как сказано в книге «Коэлет»: «Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами: Время рождаться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное. Время убивать и время исцелять; Время взламывать и время строить. Время плакать и время смеяться; Время скорбеть и время плясать. Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время удаляться от объятий. Время искать и время терять; Время хранить и время бросать. Время разрывать и время сшивать; Время молчать и время говорить. Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру». (1-8)
Первый и второй Иерусалимские Храмы, разрушенные в один день — 9 ава, как известно, также были разрушены за грехи народа. Первый за грехи кровопролития, кровосмешения и идолослужения, Второй – за беспричинную ненависть. Как поясняет Магараль, первый связан с нарушением индивидуальной святости, второй — святости общенациональной.
Момент небытия
И все же Храму было предустановлено быть разрушенным также и потому, что таков порядок бытия – ему предшествует небытие, тьма предшествует свету: «и был вечер, и было утро».
«Сказал рабби Хия: От сотворения мира Святой, да будет Он благословен, мыслил («цафа») святилище свое выстроенным и разрушенным. Выстроенным, как сказано: «Создал Бог»… «Земля была хаотична» — разрушенным. «Сказал Бог: Да будет свет» — это отстроенный (вновь)» (Берешит раба 2:5).
Как известно, Царство Давида уподобляется не дому, а шалашу, более того, шалашу падающему, как сказано «Шалаш Давида падает» («сукат давид анофелет») (Амос 9:11).
Магараль пишет («Нецах Исраэль» 35): «Знай, что царство Давида именуется шалашом. Все Царства именуются «домами», потому что все крепкое и постоянное именуется домом. Но царство Давида названо шалашом, так как утверждено не на земном основании».
Греческая мысль, как впрочем, и мысль всех прочих народов мира, исходит из идеи всеобщего естественного порядка, незыблемого и самодовлеющего.
Но в еврейском мире царит разрыв, в еврейском мире концы с концами не сходятся.
Грехи грехами, однако наказывать за них Всевышний может по-разному, и делает Он это в соответствии с общей парадоксальностью еврейского бытия.
Божественный свет соседствует с мраком, как сказано: “Все создал Господь во имя Свое, даже и злодея для дня беды” (Притчи 16:4); и «Я — Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я — Всевышний, делающий все это” (Иешайягу 45:6-7).
Итак, при всем том, что причины национальных трагедий коренятся в человеческих грехах, способ воздаяние за эти грехи избирается Всевышним, и в соответствии с установленным Им парадоксальным порядком.
Верно, придет день и соотношение света и тьмы решительно изменится. Но мы еще не там, и тем более мы не там в период «бейн-амецарим».
Итак, всему свое время. Причем, как мы видим, есть также и время безвременья, даже целый период такого времени – три недели. Три недели с 17 тамуза по 9 ава — это время томления, время смирения, время жертвы. Мертвый сезон.
Ну, а в эти дни, в дни ужесточения режима, связанного с корона-ограничениями, он и дважды таков.