Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Р. Киплинг
Самым могущественным царём в истории Израиля был Шломо – сын царя Давида. В чём сила правителя? Наверное, в умении управлять так, чтобы никому неповадно было восставать. Как вы думаете, сколько раз во время его царствования применялась смертная казнь? У нас есть упоминание только о трёх случаях, причём в двух причиной была предсмертная просьба Давида. И лишь в одном царь усмотрел попытку восстания против себя.
Дни царя Давида приблизились к концу, и заповедал он сыну своему Шломо: «Я ухожу путём всех живущих на земле, а ты крепись, будь мужчиной. И храни Заветы Г-спода Б-га твоего. Иди путями Его, соблюдай постановления Его… Ибо Г-сподь обещал мне, если моё потомство будет ходить передо Ним в правде всем сердцем своим, не переведётся на престоле Израиля человек из потомства моего».
Правитель Израиля – каким ему быть? В Торе читаем: «чтобы не возносилось сердце царя над братьями». В книге Мишлей: «Правдой утверждается престол».
Ещё заповедовал Давид сыну своему Шломо: «Ты знаешь, что сделал мне Йоав, убив моего сына Авшалома, несмотря на мой приказ сохранить ему жизнь». Он убил также Авнера, который пришёл с миром к Давиду, и убил Амаса, заменившего его на посту командира войск. Поэтому заповедовал Давид своему сыну: «Поступи по мудрости своей, чтобы седина Йова не спустилась в преисподнюю с миром». Царь Шломо выполнил просьбу отца и казнил Йоава.
Дальше Давид упоминает Шими бен Гейра: «Он злословил против меня, когда я шёл в Маханаим, хотя потом долго просил прощения в другом месте. И я поклялся ему, что не умертвлю его мечом. А ныне не считай его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как поступить с ним. Сведи его седину в крови в преисподнюю».
Вызывает удивление, неужели это последний завет Давида, Царя Израиля? Какие мысли его волновали в эти святые минуты? Ведь речь идёт о преданном Торе царе, который передал царство потомкам, о человеке, чьи поступки и слова святы! Мотивация Давида, объясняют мудрецы, была не из-за задетой личной чести, но из-за пренебрежения Шими самой основой царства. Давид знал, что царству Всевышнего, земным прообразом которого является царство Израиля, не оказан должный почёт, и умаление существует, пока не будет возмездия во Имя Творца. Это не наказание, а устранение осквернения Его Великого Имени.
Шломо призвал себе Шими и сказал: «Построй себе дом в Иерусалиме, будешь жить там, и никуда не выходи из города. В день, когда ты выйдешь и перейдёшь поток Кидрон, кровь твоя падёт на твою голову». Ответил Шими: «Спасибо, царь. Как ты прикажешь, так и сделает раб твой». Он прожил в Иерусалиме три года. Но когда убежали от Шими два служителя, он пошёл их искать, нарушив приказ царя. Узнал об этом Шломо, снова призвал Шими и казнил его.
У меня возник вопрос: за что казнён Шими? Если за оскорбление царя Давида, то он же попросил прощения! Возможно, сделал тшуву. Не может мудрейший из людей нарушить волю Небесного Господина и казнить человека, искупившего свой грех! Но Шими нарушил волю царя Шломо и доказал, что его просьбы о прощении и тшува были не искренними — и что он заслуживает смертной казни.