Рабби Хаим из Воложина (1749-1821) говорил одному из учеников: «На пути к конечному избавлению Тора сменит вне Земли Израиля десять центров: Вавилон, Северная Африка, Египет, Италия, Испания, Франция, Германия, Польша, Литва и последний центр — в Америке. Ты должен знать, сынок, что наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены. Но затем они будут восстановлены в далёкой Америке, которая станет последней остановкой еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)». Почти полтора века эти слова передавались как некая абстракция — до Второй Мировой с Холокостом. Возникла, в основном старанием чудом уцелевших мудрецов из Европы, американская «империи Торы». Не приходит ли черёд последней части предсказания? Как вам кажется, стоит к этому серьёзно отнестись?
Ближайший ученик Виленского Гаона рабби Хаим из Воложина родился в бедном белорусском городке в Шаббат, во второй день праздника Дарования Торы, 7 сивана (24 мая) 1749 года в семье рава Ицхака и Ривки. В тот день в Вильно сожжён на костре праведный гер Авраам бен Авраам (граф Валентин Потоцкий), друг и ученик Виленского Гаона. Евреи из опасения погромов не пришли на площадь,- кроме рава Александра Зискинда, который ответил «амен» на благословение «освящение Имени» казнимого. Хафец Хаим писал через полтора столетия, что «если бы на площади оказалось 10 евреев и они ответили «амен», Машиах сразу пришёл бы».
Любопытно, что светские историки подвергают сомнению реальность графа Потоцкого, утверждая, что первые на эту тему еврейские источники датируются серединой 19 века (а польские, кроме Юзефа Игнацы Крашевского, вообще молчат) — словно не желая знать текст 1755 года рава Якова Эмдена, описывающий тогда ещё недавние события.
«Солнце зашло, солнце взошло». Предание гласит, что, поскольку у рава Ицхака было прекрасная библиотека и он предоставлял её всем, желавшим изучать Тору, в доме часто бывали мудрецы. Один из духовных глав поколения, раввин города рабби Арье-Лейб Гинзбург (1685-1785), друг Гаона и автор «Шаагат Арье» (Львиный рык), часто занимался в доме рава Ицхака. В час родов Ривка, мать младенца, несмотря на страшную боль, не стонала, дабы не мешать мудрецу — узнав об этом, Шаагат Арье благословил новорожденного и пожелал ему стать великим мудрецом Торы. Через годы он и сам приложит к этому руку — Хаим учился у рава Рафаэля Коэна, автора «Торат Иекутиэль», и у рава Гинзбурга.
Источники расходятся, когда рав Хаим познакомился с Виленским Гаоном — в 19 или в 25 лет. Он уже был признанным знатоком Торы, но — молодой человек начал учёбу как бы сначала, по системе Гаона. Вскоре стал одним из «друзей-учеников» (талмидим-хаверим) Гаона. Через некоторое время к ним присоединился младший брат Хаима Шломо-Залман.
Гаон полагал учеников равными себе, цитировал Талмуд: «Я многому научился от своих учителей, ещё большему — от друзей, однако ученики научили меня большему, чем все друзья и учителя, вместе взятые». Рав Хаим говорил о своём учителе: «Гаон был самым смиренным и приниженным человеком, какого я когда-либо знал… он всегда считал себя рядовым евреем — одной из душ, ищущих свой путь к Б-гу. Его скромность была настолько искренней и наивной, что он даже не понимал, чем может гордиться: ведь в его характере оставалось ещё столько несовершенства, а в Торе — столько недоступных для него тайн». Рав Хаим перенял это от наставника и до конца жизни он, глава поколения, рош-ешива, человек, к которому обращались с вопросами со всего мира — подписывался просто «Хаим» или: «Хаим, меламед из Воложина». При жизни не выпустил ни одной книги — глубочайшая «Нефеш а-хаим» отредактирована и издана по завещанию отца сыном, рабби Ицхаком (Ицеле) в 1824 году; автор рукописи считал её просто изложением учения Гаона. Комментарий на «Поучения отцов» «Руах ахаим» (Дух жизни) скомпонован учениками из его лекций.
Удивительная трагическая символическая связь: Воложинер родился в день сожжения праведного гера, в Шаббат, который мы встречаем зажжёнными свечами, в день праздника Шавуот, Дарования Торы, пришедшей к нам «чёрным огнём по белому огню». В 1815 году во время большого пожара в Воложине сгорит большинство его рукописей; в 1865, через 50 лет там же сгорят большинство рукописей его сына рава Ицеле — главы Воложинской ешивы, ближайшего ученика и преемника отца, про которого рав Хаим говорил, что: «я открыл ешиву только для того, чтобы Ицхак мог изучать Тору в подходящей обстановке». А ещё через 75 лет в огне Холокоста исчезнет не раз закрывавшаяся, но продолжавшая работать Воложинская ешива — окончательно она закрыта Советами в 1939, а в 1941 нацистскими подонками расстреляны под городом глава ешивы, раввины и 60 её последних учеников.
В душе рава Хаима всегда горел огонь доброты, он жил по принципу: «сам съешь кусок хлеба и благослови Создателя, а других корми досыта». Много занимался благотворительностью, собирая деньги на ешиву и на бедных. Став в 25 лет раввином Воложина (а позднее Волкомира), отказывался принимать жалованье; семья жила на доход с маленькой мебельной фабрички. Собственным исследованиям предпочитал раскрывать людям мудрость своего учителя; радовался, что смог подготовить рукопись об этом — куда больше, чем огорчался гибелью своих трудов. После молитвы в синагоге оставался, чтобы разъяснить прихожанам сложные для них места в Торе — это он, кто, по свидетельству учеников, мог по памяти пройти весь Талмуд с комментариями за 3 дня! Рав Ицеле так обозначил жизненный принцип отца: «Человек создан не для себя, а для того, чтобы помогать другим — всеми силами!». Он, занимавший в спорах хасидов с «литовцами» позицию традиционной ортодоксальности, высказывавший опасение, что хасидский упор на религиозное чувство может оказаться для многих ловушкой и привести к пренебрежению учёбой и заповедями,- специально поехал в Минск на «примирительную» встречу с одним из лидеров хасидов Альтер Ребе (1745-1812). Оба мудреца признали, что «ортодоксы» и «хасиды» нередко бывали друг к другу несправедливы, и обсудили меры по снятию напряжения. В своей ешиве рав Хаим особенно бережно и внимательно относился к детям хасидов — он учил их Торе, а не пытался увлечь в иное направление; обычно они возвращались домой, сохранив прежнюю идеологию.
Наверное, самым большим подарком Воложинера еврейскому народу стало открытие 7 Тишри (4 октября) 1802 года знаменитой Воложинской ешивы — «матери современных ешив» (чаще указывают 1803 год, путаясь из-за несовпадения еврейского и григорианского календарей). Идея принадлежала Гаону и методы обучения, избранные в ешиве, тоже шли по педагогическим принципам наставника, но осуществить намеченное удалось лишь через 5 лет после его смерти. Рав Хаим разослал по общинам письма, предлагая прислать самых способных юношей и материально поддержать ешиву. Прежде ученики жили и столовались по домам — здесь же было создано общежитие, столовая, единый график занятий — то, что с того времени взяли на вооружение все ешивы. Был установлен особенный порядок — всё время кто-то должен учиться, студенты распределялись на «ночные смены». Только по окончании Йом-Кипура все ученики отдыхали — учился, давая им такую возможность, сам Воложинер. Причина, с древних времён названная мудрецами: «Если никто из евреев секунду не учит Тору — вселенная мгновенно исчезнет». Воложинер, следом за Виленским Гаоном, понимает это буквально. Как вы думаете, стоит ли прислушиваться к словам такого человека?
На старости, в 1818 он отправился в Петербург — и ему удалось отодвинуть «реформу еврейского образования», то есть русификацию. Царь прислушался…