Дж. Кушнер и Х.Сабан
.
Кэролайн Глик
Яростная враждебность части Демократической партии по отношению к Израилю вынуждает евреев — сторонников этого лагеря, к нелёгкому выбору. Противостоять изнутри, оставить партию или же сделать вид, что всё идёт как надо.
Регулярные изменения в позиции премьер-министра Биньямина Нетаниягу о том, как, когда и в какой последовательности следует осуществлять программу распространения суверенитета, становятся наглядным свидетельством давления, оказываемого на него со всех сторон. При этом, понимание мотивов тех, кто стремится помешать распространению суверенитета, убеждает в том, что ни в коем случае не следует ни сомневаться, ни медлить.
Примерно неделю назад Юсуф аль-Утейба посол ОАЭ в США опубликовал в израильской газете «Едиот ахаронот» статью, в которой пригрозил: мол, осуществление Израилем плана суверенитета, повредит нормализации его отношений с суннитскими арабскими государствами.
Средства массовой информации постарались, привлечь максимальное внимание общества к тому, что автор является высокопоставленным арабским дипломатом, вот только вскоре стало известно, что посол из ОАЭ вовсе не был инициатором этого шага, опубликовать обращение посоветовал ему израильский миллиардер Хаим Сабан — один из крупнейших спонсоров Демократической партии.
Сабан был всегда известен как верный сторонник Израиля. Он также является одним из крупнейших спонсоров организации «Друзья Армии обороны Израиля» (FIDF) и AIPAC. Более того, в 2010 году Сабан решительно выступил против враждебного отношения администрации Обамы к Израилю. «Они настолько левые, что между ними и стенкой просто не осталось места», — так Сабан описал Обаму и его команду в интервью израильскому 10-му телеканалу.
В то время Сабан ещё верил в совместную с правыми борьбу против антисемитизма и за Израиль. То самое интервью 10-му каналу он дал по ходу участия в мероприятии организации Совет израильских лидеров (ILC), изменившей впоследствии своё название на Израильско-американский совет (IAC). Примечательно, что эта организация, созданная для того, чтобы озвучивать позицию израильтян, живущих в США, была основана Сабаном вместе с американским евреем Шелдоном Адельсоном — одним из важнейших спонсоров Республиканской партии. Они же вместе организовали в 2015 году и «Маккавеев в кампусе» — молодёжную организацию, призванную бороться с антисемитизмом и бойкотом евреев в студенческих городках американских университетов.
Все относительно
Так что же с тех пор произошло с Сабаном? Почему он решил использовать аль-Утейба, чтобы с помощью написанной им статьи создать в СМИ давление на Нетаниягу и, попытавшись подорвать распространение суверенитета, навредить таким образом мирному плану администрации Трампа?
А произошло следующее — Демократическая партия вслед за Обамой заняла крайне левые позиции, можно сказать, вообще «взорвав» ту самую стену, о которой некогда говорил Сабан.
Более того, сегодня Обама уже и не является левым флагманом своей партии. Можно сказать, что в лучшем случае, он где-то в её центре. Недаром в самой Демпартии есть те, кто обвиняет Обаму в «правом уклонизме».
В ситуации же, когда Обама со своими взглядами в отношении Израиля занимает «умеренные» позиции по сравнению с остальными лидерами Демократов, очень важно хорошо осознавать всю глубину его враждебности к Израилю, поскольку теперь это уже даже не крайняя позиция, а вполне себе мейнстрим Демпартии.
К сожалению, на этой неделе мы получили ясное представление о глубине враждебности Обамы к Израилю. Из публикации в израильском издании «Исраэль ха-йом», ссылающейся на слова Нетаниягу на закрытом совещании, и, к слову, подтверждённых впоследствии дополнительными источниками, Обама, в свои последние недели на посту президента США, уже после подготовленной и проведённой им через представителей других стран резолюции Совета Безопасности ООН 2334, объявлявшей незаконными все израильские населённые пункты за пределами линии прекращения огня от 1949 года, собирался провести дополнительную, ещё более враждебную резолюцию вынуждающую Израиль и вовсе отступить к линии прекращения огня 1949 года — то есть со всех территорий Иудеи и Самарии, включая Старый город в Иерусалиме, Храмовую гору и «Западную Стену» («Стену плача»).
Нетаниягу сумел тогда убедить президента России Владимира Путина наложить на такую резолюцию вето. Узнав, что Путин пообещал сделать это, Обама отказался от дальнейших усилий, не желая выставлять себя более враждебным Израилю президентом, чем даже российские власти и тем самым нанести ущерб своему имиджу в глазах еврейской общины США.
Теперь, однако, тот факт, что позиции Обамы, казавшиеся крайне левыми в 2010 году, стали центральными позициями партии, по-видимому, непосредственно и очень серьезно повлияли на готовность евреев из числа сторонников Демпартии, в том числе и Сабана, поддерживать Израиль и бороться с антисемитизмом.
Неслучайно, всего три месяца спустя после того, как Сабан стал соучредителем «Маккавеев в кампусе», он отменил своё участие в поддержке этой организации, как, впрочем, и дальнейшую поддержку IAC.
И это, в свою очередь, приводит нас к AIPAC, организации, которую Сабан тем не менее продолжил финансировать, даже отказавшись от своих совместных проектов с Адельсоном.
Буквально на прошлой неделе стало известно, что впервые в своей истории AIPAC уведомил конгрессменов в том, что не видит никакой проблемы в их неприятии израильского плана по распространению суверенитета, пока это не наносит ущерб военной помощи Израилю.
Здесь следует прояснить один крайне важный момент. До сих пор организация AIPAC неизменно заботилась о поддержке политики любых израильских правительств. Так, например, в эпоху Осло руководство организации обязало своих сотрудников поддерживать политику Израиля, но поскольку многие из них не были согласны с политикой уступок правительства Рабина и Переса они предпочитали уходить в отставку — только бы не нарушать табу — неизменную поддержку израильского правительства, какой бы ни была их линия.
И вот, теперь, внезапно AIPAC объявляет о том, что не собирается препятствовать конгрессменам торпедировать согласованную политику Иерусалима и Вашингтона…
Как написал на этой неделе широко известный еврейско-американский публицист Джонатан Тобин:
«Если AIPAC важнее позаботиться о желаниях демократов, нежели убеждать их поддержать политику Израиля, то следует признать эта организация стала всего лишь ещё одной либеральной группой и больше не является той надёжной силой, которой она прежде всегда была».
Им наплевать на AIPAC
Готовность произраильских сторонников Демпартии, вроде Сабана и лидеров AIPAC, выступить против мирной политики администрации Трампа и согласованной с ней политики израильского правительства, пользующегося поддержкой большинства жителей страны, свидетельствует о крайне тяжелом положении в котором оказались теперь американские евреи на фоне откровенной враждебности к Израилю Демократической партии — их политического и, в значительной степени, общественно-социального дома.
По сути, у еврейских сторонников Демпартии в этой печальной ситуации осталось четыре варианта.
Во-первых, они могли бы восстать против сложившейся ситуации и начать бороться с нынешней политикой партии. Однако, согласно опросам, евреи совершенно не стремятся в сторону Республиканской партии.
Во-вторых, евреи могут, оставив в стороне политику, сосредоточиться на продвижении своих собственных еврейских интересов — начать поддерживать Израиль и бороться с антисемитизмом без учета нынешних партийных позиций. Сабан пытался сделать именно это когда пошёл на совместные проекты с Адельсоном. Тем не менее, скорость, с которой он отказался от своих инициатив, указывает на то, что идти против течения не вышло даже у него.
Третий вариант состоит в том, чтобы принять враждебность своей партии к Израилю. Левые еврейские организации, вроде «Джей-стрит» или реформистского движения делают это совершенно открыто, в том числе и объявляя враждебную Израилю позицию своей партии «еврейской».
И, наконец, четвертый вариант — это модель действий, воплощенная в пассивно-агрессивной позиции AIPAC по отношению к плану Трампа и программе распространения суверенитета, а также решении Сабана подначить посла аль-Утейбу, пригрозить Нетаниягу. Эту модель поведения характеризует осторожное присоединение к антиизраильским действиям Демпартии, без оголтелого поношения республиканцев и Израиля, в надежде, что подобная аккуратная позиция позволит этим евреям сохранить актуальность в партии, которая их предала.
Вот только проблема в том, что это явно не работает. Демократы вообще больше не намерены считаться ни с AIPAC, ни с Сабаном. Ведь в качестве фиговых «еврейских» листов у них уже есть совсем ручные «Джей-стрит» и им подобные. Республиканцы же, со своей стороны, перестали считаться с AIPAC ещё в эпоху Обамы, когда группа изо всех сил старалась смягчить критику республиканцев, защищавших Израиль, в отношении враждебной Еврейскому государству администрации Обамы.
И это возвращает нас к Нетаниягу и давлению, заставляющему его раз за разом менять свою позицию по распространению суверенитета. У Израиля в отличие от американских евреев нет четырех альтернатив. Есть только одна — мужественно продвигать свои интересы. Сегодня это означает лишь одно: программа суверенитета, поддерживаемая правительством США, должна быть реализована полностью и без всяких сомнений и страхов.
Источник на иврите — «Исраэль ха-Йом»
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Июнь 2020