Последние известия о событиях по стране все больше напоминают сводки с фронта гражданской войны, участники которой, в отличие от россиян в начале прошлого века, не делившихся на два цвета. Зарево пожаров, цепи вооруженных полицейских в касках, бегущие граждане, разбитые машины, разграбленные магазины…
В Сиэтле на местном Капитолийском холме, с согласия городской власти, шесть кварталов захвачены анархистами и провозглашены автономной зоной. Второй волной перекройки истории Соединенных Штатов рушатся памятники, законодатели в Вашингтоне всерьез рассматривают возможность переименования военных баз, а местные власти дают добро на раскраску улиц фамилиями жертв предположительно полицейской жестокости. И все это в художественном обрамлении многотысячных демонстраций. Одни считают это предвестием гражданской войны, а другие — началом «культурной революции», и хрен первой не слаще редьки второй.
А между тем, по стране малым ходом идет кампания первичных выборов, на которую почти не обращают внимания, поделившегося между двумя пандемиями — коронавируса, от которого на утро 15 июня умерли 117 тысяч человек, и движением «Жизнь чернокожих имеет значение», которое этих жизней пока не прибавило. Вирус, вроде бы, идет на убыль, огорчая этим противников президента-республиканца Трампа, зато протестное движение, как очередная смута, идет им на прибыль, рисуя президента матерым жизнененавистником и разве что не вампиром. Накопившийся за месяцы вынужденной самоизоляции адреналин в конце мая выплеснул на улицы сотни тысяч молодых людей разного цвета кожи, одинаково, но по-разному — от мирных шествий до погромов — готовых протестовать.
На фоне этих протестов тихой сапой шли «праймериз», которые в 17 штатах состоялись и состоятся позднее ранее назначенного срока. На месяц был отложен Национальный съезд Демократической партии, который теперь должен пройти по-прежнему в Милуоки, штат Висконсин, но с 17 августа. Комитет по регламенту съезда разрешил проводить голосование там заочно, то есть по телефону и компьютеру, о чем до коронавируса даже не мечтали. Республиканцы намерены провести свой съезд в первоначально назначенный срок, с 24 по 27 августа в городе Джексон Вилл во Флориде, и в «очном режиме», что организаторы съезда и руководство партии считают политически необходимым.
Оба ведущих кандидата уже набрали необходимое для выдвижения кандидатом своей партии на съездах количество делегатских голосов — Трамп 1319, а Байден 1991. 77-летний Байден обеспечил себе победу в очередной «супервторник» 2 июня голосованием в штате Индиана и через три дня заявил, что считает честью «соревноваться с одной из самых талантливых групп кандидатов, которых когда-либо выдвигала Демократическая партия». Трамп получил необходимые для номинации голоса еще в марте по итогам праймериз во Флориде и Иллинойсе.
Обе партии уверены — или делают вид, что уверены — в победе своих кандидатов, а традиционно настроенные против Трампа наши основные СМИ подогревают в избирателях симпатии к Байдену. Бывший вице-президент тем временем отсиживался в подвале своего дома в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он самоизолировался из-за коронавируса, и общался с электоратом по телесвязи. 19 мая он перебрался в комнату на первом этаже, откуда раскритиковал Трампа за бездействия в условиях пандемии, а в День Поминовения 25 мая выбрался из дома и вместе с 69-летней супругой Джил приехал на местное Мемориальное кладбище в городке Нью-Касл и возложил венок к стеле американцев, павших во Второй мировой и Корейской войнах. Супруги Байден были в черных масках и, несмотря на пасмурную погоду, больших солнцезащитных очках, и выглядели очень эффектно, хотя и напоминали пожилых Бонни и Клайда. За это Байдена слегка пожурили, но основная критика обрушилась, конечно же, на Трампа, который маску не носит, регулярно выступает на людях и вообще ведет себя возмутительно. 12 июня Байден заявил, что своей первостепенной задачей считает безопасное возвращение людей к работе, тогда как Трамп «ничего не делает, чтобы обезопасить работников», и «возможно, забыл про коронавирус, но у нас в стране 20 миллионов безработных».
27 мая газета The Wall Street Journal поместила статью своего колумниста Карла Роува «Что говорит Джо Байден?», где автор советует кандидату демократов больше сидеть в своем подвале и меньше выступать на публике. Политтехнолог республиканцев, обозреватель газеты The Wall Street Journal и частый гость канала Fox News, 69-летний Роув был старшим советником президента Буша-младшего с 2001 по 2007 год, а два последних года также замначальника президентского аппарата. С мая 2020 он стал советником избирательной кампании Дональда Трампа. С виду добродушный толстяк Роув в своей статье немилосердно напомнил про интервью Байдена чернокожему радиоведущему Ленарду Маккелви, который взял себе псевдоним «Шарлемань», как звучит по-французски имя короля Карла Великого, правившего Римской империй в начале IХ века. «Если вам сложно определиться, за Трампа вы или за меня, то вы не черный», — заявил Байден, за что, правда, позже извинился и признал, что был слишком «бесцеремонным». В том же интервью он неверно назвал несколько дат и цифр, что делал и раньше, включая дебаты с соперниками-однопартийцами, при этом запинаясь и путаясь.
В 1987 году, выступая на митингах своей кампании выборов в Сенат, Байден рассказывал, будто его предки работали на угольных шахтах в Пенсильвании, что было ложью, а позже выяснилось, что эту деталь биографии он одолжил у британского политика-лейбориста Нила Киннока. В 2008 году, еще не став вице-президентом при Бараке Обаме, он назвал его «первым мейнстримным политиком из афроамериканцев, который умен, хорошо говорит, чисто одевается и приятно выглядит». В 2012 году, рекламируя свой политический опыт, Байден сказал народу: «Я знал восьмерых президентов, трех из них интимно», что вызвало насмешки и намеки. До вступления в президентскую гонку в 2016 году Джо Байден сказал, что может «закончить свой век вполне счастливым, и не побывав президентом».
В прошлом году журнал New York Magazine написал, что главное для кампании Байдена — не дать ему импровизировать, а 27 мая этого года Карл Роув завершил свою статью в газете The Wall Street Journal словами, что «до тех пор, пока Байден не сможет дать более четких и последовательных ответов, ему лучше оставаться в подвале», и, «возможно, главным девизом демократов в 2020-м может стать: чем меньше Байдена, тем лучше». Как написал 8 июня корреспондент BBC Питер Болл, «для сторонников Байден — эксперт-международник, имеющий за плечами десятки лет работы в Вашингтоне, блестящий и обаятельный оратор, умеющий находить отклик у простых людей, и человек, мужественно перенесший страшные личные испытания. Для оппонентов — это представитель далекой от народа столичной элиты, склонный попадать в неоднозначные ситуации и позволять себе вольности, которые другим кажутся бестактными: две женщины ранее обвинили политика в том, что он обнимал их и нюхал их волосы».
Про это свойство чутья Джо Байдена предпочитают не говорить, и 14 июня политолог Даглас Шон, который, будучи демократом, тяготеет к республиканцам, написал на сайте канала Fox News, который он консультирует, что «для победы на президентских выборах в ноябре бывший вице-президент Джо Байден кажется в лучшем положении, чем президент Трамп, о чем говорят недавние опросы». И тут же добавил: «Но многие опросы переоценивают действительное лидерство Байдена по двум факторам». Как принято, Даглас Шон, которому на днях исполнится 67 лет, сообщает республиканцам две новости: плохую и хорошую.
О плохой вам уже известно, а хорошая в том, что некоторые опросы велись «непропорционально», если не сказать — недобросовестно. Например, опубликованный на прошлой неделе опрос CNN показал, что за Байдена в ноябре готовы голосовать 55%, а за Трампа — 41% избирателей. Но при этом две трети опрошенных были демократами, и только 25% республиканцами, причем даже опрошенные демократы не все явятся на выборы 3 ноября. С другой стороны, опрос зарегистрированных избирателей, который провел бостонский Emerson College, тоже показал лидерство Байдена, но всего на 6%. Там среди опрошенных было 35,6% демократов и 32,5% республиканцев, что ближе к истине.
Второй «фактор Шона» в том, кто эти респонденты. Оба опроса проводились среди «зарегистрированных избирателей» и, по традиции, отметили превосходство демократов, тогда как «возможные избиратели» дают иную картину, которая куда реальнее. С 1990 по 2014 год результаты опросов «возможных избирателей» чаще соответствовали результатам ноябрьских выборов, а опросы «зарегистрированных» завышали шансы демократов на 2%. Те же 24 года показали, что активность, то есть явка на выборы, у республиканцев почти на 2% больше, чем у демократов, и такой же энтузиазм республиканцев был установлен в этом году на первичных выборах в Джорджии, где голосовавших за Трампа оказалось существенно больше, чем за Байдена и Сандерса вместе взятых. Байдену, конечно, может помешать и безумное требование «обезденежить» полицию, которое сгоряча поддержит часть его электората, но не примет основная масса избирателей.
Из этого, предупреждает Даглас Шон, нельзя делать вывод о легкой победе Трампа, которого демократы обвиняют в нерадивости борьбы с пандемией, и реакции на убийство афроамериканца Джорджа Флойда белым полицейским в Миннеаполисе. Но, резюмирует Шон, «если верить истории, можно ожидать, что некоторые умеренные республиканцы и тяготеющие к ним независимые избиратели проголосуют за Трампа. Особенно если к ноябрю ему удастся убедить народ, что он действительно справился с коронавирусом и вернул экономику к пути вверх». Трампу, конечно, может помочь неслыханно левый марш демократов, включая протесты и беспорядки, в которых они обвиняют администрацию Трампа, а также новомодные полоумные требования, где урезать, а где и вообще прекратить финансирование полиции. Но особо рассчитывать на это нечего, так как эти требования прямо связаны с расовой проблемой, а на выборах 2016 года за Трампа проголосовали 8% афроамериканцев.
Но, отмечают в связи с грядущей судьбой нашей страны бывший глава калифорнийских республиканцев Том Дел Беккаро и ведущий Fox News Стив Мур, победит ли в ноябре Дональд Трамп или Джо Байден, будет зависеть от того, кому из них избиратели доверят вывести Соединенные Штаты из неизбежной «коронарецессии». Даже при обнадеживающих майских показателях экономика пока в загоне, а при неслыханно высокой безработице нам нужен ее рост, а не обычный для демократов план Байдена спасти страну повышением налогов. Эра закрытия сокрушила мелкие бизнесы, половине владельцев которых этим летом грозит банкротство, а до 30% ресторанов, скорее всего, уже не откроются. Если учесть, что за последние два десятка лет 61% новых рабочих мест в США появлялся именно в этой сфере, можно предположить, что к ноябрю безработица превысит 10%. Чтобы избежать этого, нужен НЭП мелких бизнесов.
Подобно пушкинскому герою, который «умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет», Беккаро и Мур излагают суть классической экономики. «Секрет капитализма именно в слове ‘капитал’, — написали они. — Чтобы начать дело, будущий собственник должен создать начальный капитал (обычно это сбережения и часто деньги инвесторов или банка). Затем предприниматель рискует своим капиталом, и этот риск зависит от того, как легко удалось собрать капитал и какова ожидаемая прибыль. Это к слову об экономической стратегии Байдена для страны. Когда экономика в упадке, для работы бизнеса особенно необходимы минимальные затраты на начальный капитал, стоимость труда, энергии, налоги и различные требования. Невероятно, но вся экономическая платформа Байдена стоит на повышении налогов на бизнесы. Его программа так плоха, что ее введение может погрузить Соединенные Штаты в серьезную депрессию».