Фото: pm1.narvii.com
— Уважаемый рав, зачем создаются трудности с поиском «второй половинки», и может ли «вторая половинка» быть разведенным алиментщиком?
Юлия. Херсон, Украина
— Чтобы ответить Вам, необходимо разобраться в расхожем выражении — «вторая половинка». Сразу отмечу, что это сугубо «технический», а по сути — фиктивный термин. И употребляется он, как правило, на весьма примитивном, бытовом уровне. Такое выражение существует и в английском языке. Но, в отличие от английского, в русском языке оно вдобавок ассоциируется с чем-то нежным и добрым (не «половина», как в английском, а «половинка»). Соображение, что где-то есть «твоя половинка», и остается только ее найти, конечно же, способно вдохновить, особенно девушек и молодых женщин. Но, к сожалению, те, кто пользуются таким термином, своими руками сооружают себе западню и нередко попадают в нее. Действительно, с одной стороны может быть романтически-нежная «вторая половинка», с другой — «разведенный алиментщик». Другая распространенная ошибка, влекущая за собой множество проблем, непонимание, о чем говорится в Талмуде, в высказывании наших Учителей, что еще до рождения ребенка на Небе объявляют, что «дочь такого-то будет женой сына такого-то». Значит, так оно и есть. Все, что говорят на страницах Талмуда наши великие Учителя, разумеется, верно. Но при этом важно осознавать, что этим высказыванием наши Учителя открывают нам определенные элементы Устройства высших духовных миров, и нельзя воспринимать это как практическую инструкцию в деле поиска мужа или жены. По той простой причине, что никому из нас не сообщают, что именно объявлено на Небе. Употребление такой терминологии («предназначен/предназначена Небесами») — лишь демонстрация запредельного самомнения (если это, конечно же, не просто доброжелательная шутка). Разве, пусть даже самый умный и проницательный, но обычный человек, такой, как мы с Вами, в состоянии знать, какие конкретные события происходили и происходят там, в высших духовных мирах? Поэтому, прежде всего, надо вычеркнуть из лексикона эту терминологию и осознать, что цель поиска пары для создания семьи — строительство еврейского дома на правильном фундаменте и с правильной атмосферой внутри.
Тогда в списке критериев, ориентирующих, кого надо искать конкретному человеку, к чему ему нужно стремиться и чего ожидать — будет общность в понимании, какие задачи подразумевает семейный «проект», любовь, «встроенность» в контекст еврейской жизни.
В ряду этих критериев, определяющих перспективность взаимоотношений мужчины и женщины, обязательно должно быть и обоюдное осознание ответственности за правильное воспитание будущих детей. Понимание, что детей, которых они произведут на свет, нужно растить и воспитывать, в полной мере отдавая себе отчет в том, что они, дети — следующее поколение еврейского народа.
Человек рождается для духовной работы. Неотъемлемая часть этой работы состоит в том, чтобы каждый человек хотел и стремился создать семью, чтобы он, преодолевая трудности, прилагал усилия к поиску пары и обращался к Всевышнему с молитвой, прося Его помощи на этом пути.
Всевышний, образно говоря, соединяет пары. Но далеко не каждый, согласитесь, умеет правильно пользоваться тем, что дается ему Свыше. Человек способен испортить и даже разрушить то, что получил. Но может и улучшить, усовершенствовать предоставленную ему данность.
Концепция построения хорошего еврейского дома предполагает, что он и она могут быть, по большому счету, людьми разного возраста, самых разных профессий, разного социального статуса, в том числе и, как в Вашем вопросе, разведенными, имеющими от предыдущего брака детей.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС