Пока министры рассуждают о передаче Абу-Мазену арабских пригородов и кварталов Иерусалима, юристы выясняют, насколько законно такое предложение, согласятся ли на такое предложение местные жители, и не захотят ли они остаться на территории суверенного Израиля, потребовав от израильского правительства компенсацию в рамках закона «Депортация – компенсация».
Беседуя с депутатом Юлием Эдельштейном, наш корреспондент спросила, насколько законна акция по передаче граждан одной страны другой, и существуют ли юридические механизмы лишения законопослушных граждан гражданства без их согласия. Депутат Эдельштейн ответил, что таких механизмов не существует, что граждане имеют полное право обратиться в суд любой инстанции, вплоть до международного, и выиграть иск. По словам Эдельштейна, «демографическая демагогия» играет на «низком знаменателе» определенных слоев населения, но ничего, кроме опасного прецедента не создает.
Этот вопрос был задан в связи с планом Авигдора Либермана по «обмену населением» и передачу под суверенитет ПА арабских кварталов Иерусалима, а затем и арабского населения Вади Ара (Ирон). Этот принцип поддержал по Иерусалиму вице-премьер Хаим Рамон.
Доктор Руби Сейбель, преподаватель Еврейского университета, в прошлом юридический советник МИДа, сказал корреспонденту ynet, что Израиль имеет право отказаться от земель, находящихся под его суверенитетом, но израильское законодательство требует, чтобы отказ от суверенитета над восточным Иерусалимом или некоторыми его кварталами был утвержден правительством и не менее, чем 61 депутатом Кнессета. По словам адвоката Шломо Лакера, специалиста по международному праву, эту проблему можно преодолеть, изменив основной закон по Иерусалиму, или приняв новый закон.
С точки зрения ответственности за оставляемую территорию, указывает доктор Сейбель, то международное право гласит, что «если Израиль оставит в своих руках контроль над воздушным пространством и внешней оборонной линией, то он будет продолжать нести ответственность за эту территорию, с точки зрения международного права».
На практике это означает, что мы создаем «прецедент Газы», когда мы полностью ушли из сектора Газы, но оставили в своих руках контроль над воздушным и морским пространством, а также внешней линией обороны, и поэтому за сектором Газы сохраняется статус «оккупированной территории» с полной ответственностью Израиля за ее нормальное жизнеобеспечение.
Если эти территории будут переданы ПА, то изменится и статус местных жителей. «Подавляющее большинство жителей восточного Иерусалима в таком урегулировании не заинтересованы», — уверен адвокат Лакер. По его словам, 60% арабских жителей восточного Иерусалима родились после 1967 года «в условиях, когда они являются частью государства Израиль. Идут переговоры о судьбе 230 тысяч человек, и никто не спросил их, что они думают по этому поводу». Лакер уверен, что по этому вопросу необходимо провести объективный референдум под, например, эгидой ООН, и спросить у самих людей, что они думают по этому поводу.
Люди по этому поводу ничего не думают, они скупают квартиры в западной части Иерусалима, перебираясь в еврейские кварталы. И это явление набирает силу по мере продвижения строительства забора и разговоров об обмене территориями.
С юридической точки зрения, сказал доктор Сейбель, тот факт, что арабские жители восточного Иерусалима перестанут быть жителями Израиля, и станут гражданами ПА, не будет представлять большой сложности с точки зрения международного права, так как они не являются гражданами Израиля, и не претендовали на израильское гражданство, они превратились в «жителей» после Шестидневной войны и объединения Иерусалима.
А что будет с жителями, которые не захотят переходить под суверенитет ПА? Жители восточного Иерусалима могут жить в западной части города, или в любом другом месте Израиля. По словам доктора Сейбеля, если они будут лишены своего статуса, это будет означать физическое изгнание из Израиля» (в отличие от еврейских поселенцев к арабам доктор Сейбель применяет именно термин «изгнание», а не «эвакуация» — В.В.)». Это действие, говорит он, «применимо только к постоянным арабским жителям, и оно может рассматриваться как насильственное изгнание, что категорически запрещено по законам о правах человека».
По словам Лакера, если арабские жители восточного Иерусалима потребуют остаться в Израиле, «самый простой способ это переехать, как это сделали 60 тысяч человек, переселившихся по израильскую сторону забора». Он подчеркивает: «К людям, родившимся в этой действительности, нельзя относиться, как какому-то имуществу, которое можно переносить с места на место. Нельзя перевести восточный Иерусалим под суверенитет ПА, не лишив арабских жителей восточного Иерусалима их гражданства».
В заключение доктору Сейбелю был задан вопрос, имеют ли арабские жители восточного Иерусалима на компенсацию, как «эвакуированные» еврейские жители сектора Газы и северной Самарии. Он ответил: «Несомненно, если они попросятся остаться в Израиле, а их дома и прочая недвижимость перейдут под суверенитет ПА, то автоматически возникнет вопрос о компенсации за утраченное имущество».
Опубликовал: