«Я не согласен с математикой. Считаю, что сумма нулей — страшная величина»(Ежи Лец)
Если Закон завязывает глаза Богине законов Фемиде, что тогда можно сказать об исполнителях закона? Система израильского правосудия у всех на устах. Миф об Израиле как о «правовом государстве», о единственной на Ближнем Востоке «демократии», – давно развенчан, хотя большинство израильтян по-прежнему уверено, что «израильский суд – самый гуманный суд в мире» и что «у нас невиновных не сажают», а если кое-кто из судей случайно выносит несправедливый приговор, то у каждого есть право на ошибку.
Судьи же, как самые честные и благородные, никому подчиняться не обязаны. По Закону, судья выносит решение, только после того как выслушивает аргументы прокурора и аргументы адвоката. В итоге, он принимает позицию той или другой стороны. Согласно статистике, в странах Запада в 65% случаев суды принимают позицию прокуратуры и выносят обвинительный приговор. В остальных – 35% – принимаются аргументы защиты. В Израиле, по официальным данным, в разборе уголовных дел в 99% (!) случаев судьи принимают позицию прокуратуры и выносят обвинительный приговор. Верховный суд в большинство этих приговоров не вмешивается.
Израильские блюстители порядка выучили назубок крылатое выражение самого кровавого прокурора сталинских времен А.Вышинского, о том, что «Признание – это царица доказательств» — и вовсю его применяют — Учитывая «особенные» методы, которыми полиция пользуется при выбивании этих самых признаний, весь процесс дает прекрасные результаты. А полицейские и судьи, несмотря на то, что множество заключенных сидит в тюрьмах по ложным обвинениям, полны сознания собственного величия и полной безнаказанности.
Знаменитый израильский профессор Боаз Санджеро на примерах из судебной практики доказал, что израильское правосудие приводит к «погрешности» в 5 % осужденных, томящихся в израильских тюрьмах без всякой вины. Но даже его чудовищная статистика (из примерно 20 000 заключенных в Израиле не менее 1000 невиновных в любой момент времени), – мало кого убеждает:
«Я не согласен с математикой. Считаю, что сумма нулей — страшная величина», — сказал мудрец Ежи Лец, и нам понятен его страх и опасение! Но как же хочется за бесконечными нулями увидеть настоящую единицу. Ту самую, которая «и один в поле воин».
Воин правосудия
Известный журналист БЕН КАСПИТ 28 мая 2020 года опубликовал эксклюзивное интервью с бывшим замдиректора «Шин Бет» Ицхаком Иланом. Его послужной список безукоризнен: он был детективом и руководителем следственного отдела «Шин Бет» в Рамалле (Первая интифада), в Самарии (Вторая интифада), в Газе. Он «живой пример» полицейского, который расследовал и допросил наибольшее количество террористов. Ему принадлежит новая концепция борьбы с террором самоубийц – не гоняться за потенциальными самоубийцами, а нейтрализовать командиров, посылающих их на смерть, и тех, от кого они получают оружие. Такой подход помог добиться больших успехов и существенно уменьшил число терактов.
Рассказывая о секретных операциях Шабака, И.Илан делает потрясающий вывод: «детектив, обладающий высоким уровнем морали, способен понять, делает ли подозреваемый ложное признание». Но что стоит за высоким уровнем морали? В статье, под названием «Философия уголовного расследования», И.Илан формулирует свое требование к следователю:
«Детектив должен быть умным и мудрым, и невероятно креативным, и любопытным, очень критичным по отношению к себе и другим. Это тот, кто сможет не соглашаться со своим начальством и бороться за свои позиции».
Обратите внимание: профессиональное мастерство следователя зависит от высоты его морали, самокритичности, умения отстаивать свою точку зрения перед высшими чинами. Именно такой следователь открывает и профессиональные, т.н. скрытые подробности, «о которых сами следователи, то есть полиция или «Шин Бет», не знали. Если подозреваемый добавляет такую деталь, следователь вправе считать, что преступление им раскрыто, «взломано»».
«Борьбу за власть ведут с нею самой» (Ежи Лец).
Что такое ложное признание и каков его потенциальный ущерб? – отвечая на этот вопрос, И.Илан рассказывает трагическую историю похищения и убийства солдата Олега Шойхета, которая произошла недалеко от Нацрат-Илита, в районе Кфар-Канны, в 2003 году. В это время И.Илан был главой «Шин Бет» в Самарии, и его назначили руководителем следственного отдела.
21 июня 2003 года боец Олег Шойхет, возвращаясь домой, сел в попутную машину с двумя молодыми мужчинами, Мохамадом Анабтауи и Мохамадом Хаттибом из деревни Кфар-Канна. Террористы в течение долгого времени готовили похищение и убийство израильского солдата. Через несколько километров машина резко свернула с шоссе на проселочную дорогу, а сидевший сзади Хаттиб набросился на солдата и начал душить его заранее приготовленной веревкой. Когда Олег Шойхет потерял сознание, террористы остановили машину; Хаттиб схватил автомат солдата и несколько раз выстрелил ему в голову. После этого убийцы вернулись в свою деревню, закопали тело убитого бойца, а вещи Олега сожгли.
Олег был дисциплинированным солдатом, и, когда он не появился на месте вовремя, командование сразу решило, что с ним что-то произошло. Тело Олега Шойхета нашли бедуины-следопыты на принадлежащей арабам оливковой плантации возле деревни Кфар-Канна. И.Илан рассказывает, что полиция не сразу вышла на след террористов, а лишь после того, как Хаттиб был убит в ходе нападения террористов на наряд магавников возле перекрестка Бейт-Римон. Выяснилось, что оружие боевика, найденное следователями на месте перестрелки, принадлежало Олегу Шойхету. Вскоре после этого сотрудники ШАБАКа арестовали Анабтауи, который сознался в убийстве.
Однако все это время, вследствие неправильных действий полиции, четыре других жителя деревни находились под судом за убийство Олег Шойхета. «Я прошел всю эту историю лично», — вспоминает И.Илан. «Я осмотрелся, перебрал все детали заново, включая« скрытые данные», которые обычно являются ключом к раскрытию преступления. Признание подозреваемого может быть подтверждено только с использованием «скрытых данных», которые знает один признающийся. Особенно если это новые «скрытые детали». Таким образом, И.Илан пришел к выводу, что полученные от арестованных жителей арабской деревни «признания» не являются подтверждением совершенного ими преступления.
Как только следователи «обнаружили, что признание четырех жителей деревни было ложным, они уведомили об этом государственного прокурора Эдну Арбель». «Мы были не правы, но важно то, что мы осознали свою ошибку…Мы решили освободить арестованных». В дни суда над подозреваемыми, вспоминает Илан, «мы разговаривали с госпрокурором Эдной Арбель, и я сообщил ей, что мы пытаемся поймать настоящих убийц Шойхета. Она приостановила обсуждение и сказала Ави Дихтеру: «Вы только послушайте, что говорит Ваш начальник следственного отдела? — Я предаю суду убийц солдата в эти самые дни, а он их ищет?..».
Вскоре, после этого, глава Северного следственного управления позвонил И.Илану и сообщил: «Ицхак, террористы открыли огонь по силам пограничной полиции, совершив на нее набег. Есть мертвый террорист и раненый, это около Кфар-Канны. Мы нашли M16 рядом с убитым». Илан: «в тот момент я знал, что они были убийцами. Мы отправили огнестрельное оружие в отдел криминалистических расследований — там подтвердили: это был автомат Олега Шойхета».
Госпрокурор Эдна Арбель возмутилась действиями полиции и не соглашалась освободить подозреваемых: «Почему только сейчас вы говорите, что это ложное утверждение?» Ави Дихтер, глава Шабака, был вынужден сказать ей:
«Госпожа прокурор, нам придется обратиться в суд и там доказать, что подозреваемые не убили солдата и что это ложное признание».
Впоследствии «признавшиеся в убийстве» Олега Шойхета были освобождены и получили компенсацию за необоснованное преследование.[1] Ответственность за теракт взяла на себя террористическая группировка «Бригады освободителей Галилеи», впоследствии организовавшая Теракт в ешиве «Мерказ ѓа-Рав».[2]
Чрезвычайно важно, что ветеран ШАБАКа Ицхак Илан, в 2012 году ушедший в отставку с поста заместителя главы Службы общей безопасности, продолжает воевать за оправдание Романа Задорова. Посмотрев документальный фильм-расследование «Тень правды», И.Илан досконально изучил дело Задорова и убедился в его невиновности. Собранные И.Иланом факты и аргументы в пользу невиновности Задорова опубликовала корреспондент «Ѓаарец» Ревиталь Ховель.
Бывший глава ШАБАК полностью убедил журналистку в невиновности строителя из Беларуси, отбывающего пожизненное заключение за убийство кацринской школьницы.
«Я видел много самооговоров и ложных признаний, но с таким явным случаем еще не сталкивался», — цитирует Р.Ховель слова следователя-ветерана, увлеченного делом Задорова. Ревиталь подробно излагает доводы И.Илана, обвиняющего полицию и прокуратуру не просто в халатности, но в уголовных преступлениях, включая сознательное уничтожение вещественных доказательств невиновности Задорова.
Ревиталь Ховель, ознакомившись с этим заключением, называет содержащиеся в нем факты и доводы «совершенно убийственными». Илан пошел к общественности и журналистам после всех бесплодных обращений в прокуратуру и полицию: экс-глава ШАБАКа пытался убедить бывших коллег, что они «сшили дело» невиновному человеку:
«И в страшных снах я не мог представить, что приду в прокуратуру с таким делом и встречу такое несерьезное отношение».
В прошлом году Илан принял участие в тель-авивской конференции «Тайны и ложь», где убеждал публику в полной невиновности Задорова. Экспертное заключение, написанное Ицхаком Иланом, приобщено к поданному адвокатом Задорова ходатайству о новом пересмотре дела в суде.
«Ряды защитников Р.Задорова растут по мере того, как его адвокаты предъявляют публике все новые свидетельства халатности и подтасовок в следственном деле. Два обвинительных вердикта, вынесенных судами, не убеждают граждан, уже не питающих былого доверия к правоохранительной системе родного государства» — Общественное движение » Прогресс» 8 апреля 2019 г.
В 2016 году воин правосудия И.Илан должен был сменить Юваля Дискина на посту руководителя Общей Службы безопасности, но премьер-министр Б.Нетаньяѓу решил по-другому: он назначил на должность Главы Шабака Надава Аргамана. И тогда И.Илан вышел в отставку. Так же неожиданно оборвалась его карьера на пути в Кнессет. Он работал бок о бок с генералами,— Буги Аялоном и Бени Ганцем и входил в единую фракцию Кахоль-лаван, помогая во всем и изо всех сил поддерживая Бени Ганца. Неожиданно И. Илану сообщили, что его отбрасывают в пятый десяток кандидатов в Кнессет. Это уведомление он получил после тяжелейшей операции по пересадке легкого, когда с трудом передвигался, еще не отрываясь от баллона с кислородом.
«Это просто гангстерство. Это диктатура”. Все было сделано в такой хамской, или, как говорит Илан, «хулиганской форме» …Они были моими друзьями, соратниками. “Мне дали пинок, и дали пинок тем ценностям, которые я представляю. Я 31 год моей жизни посвятил ШАБАКу и еще четыре года — армии” — (интервью радио «Даром» — Ицхак Илан вышел из Кахоль Лаван и объявил, что будет голосовать за лидеров правее Ликуда. Более того, он призвал граждан бойкотировать блок Кахоль-Лаван.
Газу «нужно завоевать»
Там, где руководители государства видят неразрешимую проблему – террористический анклав в Газе и бесконечные обстрелы территории Израиля – и в ужасе заламывают руки, – бывший заместитель директора разведывательной службы ШАБАК, обладающий большим опытом работы в Газе, весьма критически оценивает современные «хирургические удары» АОИ и считает, что Газу «нужно завоевать«. «Израиль должен был устранить 2,5 тысячи террористов, а не 25 — за последние два дня», — заявил И.Илан в интервью на радио 103FM, — с насилием нужно покончить, так как это травмирует психику подрастающего поколения. «Должны были убить 2 500 членов – это было бы подходящим ответом. Израиль и ЦАЃАЛ должны положить конец этой нелепой саге, в которой мирные жители не могут спать по ночам. Газа может быть завоевана, подобно тому, как мы завоевали Иудею и Самарию и очистили ее от террористов. Я был командиром ШАБАК в Самарии во время операции «Защитная стена», мы должны были убедить правительство, что единственным способом остановить террористические атаки из Иудеи и Самарии, будет крупномасштабная операция, а не хирургические удары».
По словам И.Илана, за эти раунды насилия Израиль платит катастрофическую цену, в частности, растут травмированными дети, для которых подобная реальность неприемлема .
«Мое мнение таково: любой, кто стреляет ракетами по гражданским лицам, является военным преступником, и поэтому к нему так и следует относиться. Либо его следует арестовать, чтобы он провел в тюрьме долгое время, либо его следует устранить» —
Согласитесь, воин правосудия верен себе во всем: и в судейских, и в следовательских делах, и в делах политических, и военных. И нас уже не так коробит, что сумма нулей — это страшная величина»(Ежи Лец).
И один в поле воин, если этот воин – Ицхак Илан.
Д-р Нат.Гельман, Иерусалим, 28 мая 2020, канун Шавуот
Ну, и какие же шансы после этого у Б. Нетанияу на справедливый суд??? Выбивать признание пытками из него, допустим, не будут… но эти сомнительными методами завербованные, сломленные «госсвидетели» — абсурд с точки зрения еврейского правосудия… Плюс селективность, прецедентность… практический полный набор всех возможных причин заранее не верить обвинению! Но особенно — предыстория, более чем двадцатилетняя кампания ненависти — с того момента, как Б. Н. возглавил борьбу против Осло и особенно — когда внезапно победил Переса на выборах! За 24 года до открытия первой папки! Вот именно — за то теперь и судят — за что ненавидели столько лет, за то теперь и судят, а не за мифические взятки!
Заповедь справедливого суда — последняя из 7 заповедей, обязывающих всех людей, не только евреев, — последняя по счету, но не по значению…
Живешь с ощущением незащищенности. Единственную единицу задвинули в пятый ряд потому что единиц ничтожно мало.