Ричард Гренелл, реформатор Национальной разведки

Ричард Гренелл

Во вторник 26 мая новым, а точнее, шестым главой разведывательного сообщества США, «директором Национальной разведки» (DNI), стал 54-летний Джон Рэтклифф. До этого республиканец Рэтклифф 6 лет представлял свой избирательный округ штата Техас в Палате представителей, где заседал в юридическом комитете и комитетах по разведке, внутренней безопасности и этике, а еще раньше был федеральным прокурором. За два срока власти президенты Буш-младший и Обама сменили по три DNI, а Рэтклифф стал четвертым за неполный первый срок президентства Трампа.

До него нашей разведкой три месяца временно заведовал дипломат Ричард Гренелл, который за это время успел наломать дров, на которых Трамп поджаривает своих политических недругов. 2 апреля он рассекретил несколько служебных записок в отчете генерального инспектора министерства юстиции Майкла Горовица о том, что творится в спецсудах, где по заявкам ФБР выдают ордеры на слежку за гражданами США. Затем помог рассекретить 57 стенограмм комитета Палаты представителей по разведке о «Рашагейте». А 19 мая, за неделю до ухода, предал гласности электронное письмо, которое в день инаугурации Дональда Трампа, 20 января 2017 года, послала сама себе Сьюзан Райс, советник президента Обамы по национальной безопасности. Недолго возглавляя Национальную разведку, набитую сторонниками Обамы, Гренелл успел уволить оттуда 400 сотрудников и контрактников.

В начале мая 2018 года Трамп назначил Гренелла послом США в ФРГ, этот пост оставался за ним на время работы в Национальной разведке, и 26 мая он ушел в «общую» отставку, собираясь возглавить президентский Консультационный совет по разведке. Накануне Гренелл дал интервью Биллу Герцу, спецкору газеты The Washington Times по национальной безопасности с 1985 года. В годы “холодной” войны и первые годы становления капитализма в бывшем СССР Герц активно освещал события в этой сфере, постепенно переключаясь с советского шпионажа на «русскую мафию». В частности, он был первым западным журналистом, который назвал певца Кобзона «царем русской оргпреступности», за что покойный Иосиф Давыдович безуспешно подавал на него в суд.

Дональд Трамп и Ричард Гренелл
Дональд Трамп и Ричард Гренелл

«Моя философия на посту директора разведки, — сказал 53-летний Гренелл 68-летнему Герцу, — была в том, что это не соревновательный, а координационный орган». С 2001 года, когда Гренелл прошел первое собеседование при получении допуска к гостайнам, он понял, что разведданные приносят пользу только тогда, когда их используют в политике. Ничего нового в этой мысли нет, поскольку разведку испокон веков считают негласной и неофициальной подручной дипломатии. Отвечая на вопрос о борьбе с умножившимися при Трампе утечками информации из наших спецслужб, Гренелл сказал, что его люди разоблачили одного такого «свистуна», подсунув ему псевдосекретную информацию, а затем сообщив об этом в контрразведку ФБР, где сейчас им занимаются.

Один из источников Билла Герца в администрации Трампа сказал ему, что до недавних пор Национальная разведка и Совет по национальной безопасности были «хранилищами сопротивления Трампу и его программе со стороны тех, кто считает своим долгом борьбу с избранным президентом Соединенных Штатов». Проводя внутриведомственную чистку, Ричард Гренелл опирался на четыре секретных отчета последних лет, где шла речь о том, как упорядочить функции Национальной разведки, сделав ее уже упомянутым координационным центром, а не самостоятельным органом. Возникнув при президенте Буше-младшем в конце 2004 года, Национальная разведка насчитывала четыре сотни сотрудников, но к концу президентства Обамы в 2016 их было почти две тысячи.

В обязанности директора Национальной разведки вошло то, чем до него занимался директор ЦРУ — ежедневно, а точнее, ежеутренне, информировать президента о действиях нашей разведки. Такие «брифинги» волей-неволей ставили докладчика в привилегированное положение, а когда главу ЦРУ сменили назначенцы-бюрократы, Национальная разведка, как сказали Билл Герцу двое его источников в Белом доме, «с годами это стало еще одним слоем бюрократии поверх и без того громоздкой системы разведки».

Ричард Гренелл успел то, что успел. Он упразднил некоторые должности и затормозил прием новых сотрудников. В Национальной разведке были расторгнуты две сотни контрактов и упразднена сотня должностей, которые пустовали в течение полутора лет. Отдел партнерства по работе в целях национальной безопасности был закрыт, зато появилась должность советника по военной разведке. Еще один источник сказал Биллу Герцу, что Ричард Гренелл принес в разведку правило периодически рассекречивать документы, чего раньше не было, и такие решения принимали бюрократы от разведки, игравшие «квазиполитические роли». Сейчас же, по мнению источника Герца, Национальная разведка стала «намного прозрачнее и не такой политизированной».

Законодатели-демократы критиковали Гренелла за то, что он сместил начальника Центра борьбы DNI с терроризмом Расса Траверса, который противился реформам. На его место была назначена Лора Шиа, ставшая первой женщиной в такой должности, на что наши правозащитники, кстати, не обратили внимания. В Белом доме советник президента по национальной безопасности Роберт О’Брайен отметил, что Ричард Гренелл шел тем же путем, что Совет по нацбезопасности, повышая эффективность работы и расчищая «болото бюрократии», осушить которое поклялся президент Трамп. «Мы считаем, что действительно провели большую работу, выравнивая и направляя процесс, в котором мы честные участники того, чтобы решения президента претворялись в жизнь», — сказал О’Брайен, возможно, намекая на бывшее руководство спецслужб, включая разведку. Национальную разведку он в очередной раз назвал координационным, а не оперативным органом.

4р

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора