Да разве это карантин?! А слабо 13 лет в пещере без одежды, питаясь одной водичкой и плодами рожкового дерева? Представьте: одеяние снято для сбережения к молитве, сами вы закопаны в песок, защитой от террора лишь древо-кормилица у входа … и никаких тебе благотворительных фондов, федеральных резервных систем, кроме Творца вселенной! Впрочем, перед Субботой у пещеры вырастает финиковая пальма, плоды которой слаще рожков.
Сближает Рашби, рабби Шимона бар Йохая с нашими временами переданная учениками фраза: «Есть три короны — Торы, царства и первосвященства, но Корона доброго имени возвышается над ними». Правда, из древних медицинских источников неизвестно, обозначались ли «короны» буквами A, B и C и сколько каждая пережила мутаций?
Другая линия в современность: великий мудрец нашего времени рав Хаим Каневский сказал, что Лаг Баомер подходит для прекращения «короны». Этот день принято считать годовщиной смерти Рашби и отмечать кострами и танцами, но в тот же день прекратилась (или приостановилась?) страшная эпидемия, унёсшая во втором веке жизни 24 тысяч учеников рабби Акивы. Проверьте: на Лаг Баомер в Нью-Йорке резко сократилось число новых заболевших и уменьшилось дневное количество жертв.
Или самого Рашби, или его учеников историки относят к «четвёртому поколению после разрушения Храма». Данных по биографии его немного, обратимся к легендам. Вроде бы, родился он в доме богатого и уважаемого человека по имени Йохай из колена Йеуды, мать, Сара — из потомков старца Гилеля, следовательно, царя Давида. По другому мнению, её звали Эстер — отсюда нередкое имя «Сара-Эстер», дабы девочка похожа была на эту праведницу. Ребёнок поздний, Йохай уже собирался разводиться с бесплодной супругой, та горячо молилась — и новорожденный получил имя «Шимон» (от шмия — слух) в знак того, что Всевышний её услышал. Случилось это через 50 лет после разрушения Храма, в 118 году.
Но как тогда он мог быть учеником (как пишут) рабана Гамлиэля II, покинувшего мир примерно в 115 году? Или — учиться у рабби Йошуа бен Хананья, ушедшего около 130 года, а после ещё 13 лет обучаться у рабби Акивы, казнённого в 137-м? Начатому затем 13-летнему «карантину» конец положила смерть римского императора Адриана (76-138) — но не в 7 же лет Рашби ушёл в пещеру вместе со взрослым сыном! Я бы накинул лет 20… Хотя с императорами загвоздка осталась — следующий умрёт только в 161 году, да и не был он зверем…
При рождении малыша дом окутал свет, уже в 5 лет он изучал Тору, сидя у ног величайших мудрецов. С рабби Акивой настолько сблизился, что, годами оставаясь в тени («довольно того, сын мой, что я и Творец знают о твоих силах»), постепенно стал «спарринг-партнером» учителя. Талмуд полон диспутов барби Акивы и Рашби. Когда рабби схвачен римлянами, Рашби, рискуя жизнью, пробирался к окошку каземата, где заточён учитель, и обсуждал с ним вопросы Учения…
Рашби был экстремистом — в вопросах духовных его не устраивало меньшее, чем полная и глубокая правда. Он не любил и земные компромиссы, если находил в них ложь. Римлян ненавидел за жестокость, в особенности же — за мучительную смерть Учителя, на которой он, возможно, присутствовал.
Талмуд приводит беседу мудрецов, положившую начало «карантину». Рабби Йеуда восхвалял созданную римлянами инфраструктуру, рабби Йоси молчал, а Рашби возразил: «рынки они строят, чтобы поместить туда непотребных женщин, бани — дабы нежить своё тело, а мосты — чтоб сдирать большие пошлины». Кто-то донёс, римляне, напуганные еврейскими бунтами и в особенности недавним восстанием Бар-Кохбы (132-136), железной рукой пресекали всякий намёк на крамолу… Рашби осуждён на смерть и вместе со старшим сыном Элиезером сперва укрылся в доме учения (жена тайком приносила им еду), затем они бежали на Север и спрятались в пещере недалеко от нынешней друзской деревни Пкиин в Верхней Галилее. Возле пещеры забил родник и выросло рожковое дерево, к субботе превращавшееся в финиковую пальму…
Политический карантин имеет преимущества — граждане боятся только властей и доносчиков, но не каждый каждого. Ежедневно в пещеру входил пророк Элиягу и учился с ними. Хороший вопрос, отчего бы ему не принести карантинщикам несколько пар одежды, дабы не вынуждать их голыми закапываться в песок, сберегая единственное облачение на молитвы и праздники? Возможно, уровень постижения отца с сыном был настолько высок, что требовалось буквально «снять с себя телесные оковы» и любое земное одеяние?
Дело продолжалось 12 лет, наконец император помер и, по обычаю того времени, отменились приговоры. Узнав это от Элиягу, узники вышли на свет и поразились: какой чепухой заняты люди! Чудеса и общение с высшими инстанциями были для Рашби делом столь же привычным, как для нас беседа по телефону — так почему не для всех?.. Мидраш говорит, что всякое место, на которое падал взгляд Рашби, сгорало — «зачем вы заняты жизнью тленной в ущерб жизни вечной?». Наконец слышится голос с неба: «Уничтожить мой мир ты пришёл? Возвращайтесь в пещеру!». Когда через год они снова уйдут на свободу: «взгляд Элиезера сжигал, а взгляд Рашби оживлял и восстанавливал». Как высоко должен подняться человек, чтобы вытерпеть бессмыслицу нашей приземлённой жизни и принять её как часть величественного здания бытия!
И после этого Рашби считал, что человек должен заниматься лишь делами возвышенными, целью его сотворения — и тогда земные заботы разрешатся сами собой. Позиция других мудрецов: «Конечно, путь рабби Шимона не подходит большинству людей, так как жизнь вынуждает нас считаться с ограничениями этого мира. Такова воля Всевышнего, чтобы мы совершенствовали мир, учитывая трудности, которые стоят перед нами, а не полагаясь на чудо,– однако очень важно, чтобы в мире жил великий мудрец и праведник, который опирается на вечные ценности и отвергает любые компромиссы. Такой человек даёт людям осязаемый пример абсолютного и непоколебимого бытия в Торе».
В годы его жизни на небе не появлялась радуга, знак обещания Всевышнего не губить мир потопом: мир мог существовать не только по милости, но и по справедливости, в заслугу Рашби! Всё-таки экстремисты — полезные люди.
После выхода на свободу рабби Шимон сперва едет с группой мудрецов в Рим, к приёмному сыну Адриана новому императору Антонию Пию, исцеляет от душевного недуга его дочь и добивается отмены большинства антисемитских указов Адриана. Затем открывает ешиву в Сидоне (позже она переберётся в Мерон и Ткоа), обучает в ней лидеров следующих поколений. Создаёт «ешиву в ешиве», «Идра раба» (Великое собрание) — 9 выдающихся мудрецов вместе с ним постигают каббалистические тайны. Считается, что книга «Зоар», основа современной каббалы, основана на открытиях Рашби в пещере, затем отработана в «Идре рабе» и записана по повелению учителя уже после его смерти ближайшим учеником рабби Абой. Эта популярная версия оспаривается некоторыми учёными, например, равом Леоном де Модена и равом Яковом Эмденом — но очевидно, что именно духовный подвиг Рашби с Элиезером привёл на землю многие из возвышенных концепций «Зоара».
Этот «экстремист» был экстремистом правды, добра, скромности и терпимости. Говорят, Рашби стал одним из учителей всего еврейского народа, поскольку большинство его алахических постановлений направлены на смягчение формулировок Закона и облегчение жизни евреев. Его записи — один из главных источников Мишны. Но даже когда закон установлен «не по рабби Шимону» — в трудных ситуациях мы часто можем на него полагаться. Побольше бы таких экстремистов!