Фото: upload.wikimedia.org
— К Торе пришел в студенческие годы (мне сейчас за 30). Соблюдал, был активным членом одной из московских религиозных общин. А потом все поменялось. Карьерные дела, женитьба (уже есть дети). И постепенно я от всего отошел. Более того, стал известным участником антирелигиозного сегмента Рунета. Мои статьи против всего, что связано с иудаизмом, вполне популярны. Но в последнее время все сильнее осознаю, как ужасно то, что я делаю. И не знаю, как из этого выбраться. Мои бывшие (религиозные) друзья со мной не общаются. Светская публика мной восхищается (эрудит и т.п.). А мне тошно. Как остановиться? Как снова стать настоящим евреем? Моя жена поверила тогда мне, религиозному, но потом я же перетащил ее в свое антирелигиозное мировоззрение. Короче, рав Элиягу, что мне делать?
Михаил. Москва
— Несмотря на кажущуюся запутанность ситуации, она не так уж сложна. И по поводу Вашего будущего я, признаться, настроен оптимистически. Несмотря на то, что Вас уже «бросало» из стороны в сторону — что, как правило, свидетельствует о нетвердости характера, а, возможно, и о других качествах, затрудняющих выбор жизненных установок. На чем строится мой оптимизм? Попытаюсь это объяснить. Проанализировав Ваше письмо — оно достаточно подробное и толково написанное, пришел к выводу, что Вы непропорционально завышенное значение придаете отношению к Вам окружающих. Обратил внимание, что в тексте письма подчеркивается, что Вы были активным членом религиозной еврейской общины, затем стали известным участником Рунета. Отмечаете, что Ваши статьи «вполне популярны», что Ваши бывшие друзья с Вами не общаются, а светская публика восхищается Вами. Но вот, о взаимоотношениях (если можно так выразиться) со Всевышним Вы умалчиваете. Ничего не пишете, насколько важна для Вас принадлежность к еврейскому народу. Нет ни слова и об интересе, допустим, к книгам наших Учителей. Так или иначе, Вам, как мне представляется, нужно оставить в стороне размышления о том, как Вас сегодня воспринимают люди, с которыми Вы очно или заочно контактируете, и как, на Ваш взгляд, они будут воспринимать Вас завтра. Вернитесь к основам — к тому, с чего начинали. И постарайтесь осознать, что укрепиться на позициях, которых Вы придерживались в студенческие годы, Вам в свое время, как мне кажется, помешало отсутствие глубины и ясности понимания, как устроен наш мир. Что главное в жизни? Главное — есть Творец мира, который даровал Тору и ожидает от Вас, что она станет основой Вашей жизни и жизни Вашей семьи. И что Вы будете передавать заложенные в ней принципы своим детям. Необходимым, основным помощником во всем этом должна стать Ваша жена. Не стесняйтесь открыться ей и сообщите, что сейчас Вы ближе к тому человеку, которого она знала при знакомстве, и отдалились от того, кого она знает теперь. Постарайтесь найти правильные слова, заложив в них искреннее стремление строить еврейский дом. Попросите у нее прощения за те «философские глупости», в которые Вы ее втянули. Просить прощения бывает нелегко, но это не страшно. Настройтесь на то, что Ваш дом — Ваша крепость. На то, что ни насмешки бывших друзей, ни восторги нынешних для Вас не имеют значения (на самом деле так оно и должно быть). Стены Вашего дома — еврейские традиции, внутри которых Вы собираетесь жить, крыша над Вами — Всевышний. А интересы внутри дома — Ваши дети. Этого на ближайшие годы будет вполне достаточно.
В Вашем доме должны постоянно звучать слова Торы. Ежедневно изучайте ее и сами, и с женой, и с детьми. Старайтесь выделять на это по нескольку часов в день. А шаббат превратите — в радостный, светлый день, наполненный Мудростью. Все это, полагаю, в Ваших руках. И Вам вполне доступна реализация такого плана. Через несколько лет Вы не будете и вспоминать о своих «зигзагах» в прошлом. В заключение позволю себе дать непрошеный совет. Начните всерьез думать об алие в Израиль и об осмысленном обустройстве жизни Вашей семьи в нашей стране.
Отвечал рав Элиягу Эссас