Из более чем 1200 состоятельных людей, которых журнал Forbes за последние 25 лет включал в свой ежегодный список «400 богатейших американцев», как минимум 13 были осуждены за тяжкие преступления или побывали в тюрьме.
Если в теории, что преступность порождается нищетой, есть зерно истины, то богатые, по идее, должны быть самыми законопослушными людьми. И в целом складывается впечатление, что они действительно чтят закон — или, по крайней мере, могут оплачивать услуги адвокатов, которые умеют создавать видимость этого. Из более чем 1200 состоятельных людей, которых журнал Forbes за последние 25 лет включал в свой ежегодный список «400 богатейших американцев», как минимум 13 были осуждены за тяжкие преступления или побывали в тюрьме.
Среди этой «чертовой дюжины» попадаются очень известные люди — Иван Боески и Майкл Милкин с Уолл-стрит (помните эру Гордона Гекко и его «бросовых облигаций»?), братья Хант, которых прославили биржевые спекуляции с серебром, примадонна своего телешоу Марта Стюарт и недавно умершая владелица отелей Леона Хемсли.
Еще трое из списка Forbes были осуждены, но затем помилованы: это финансисты Пинкус Грин и Марк Рич, а также промышленник Арманд Хаммер. Против двух человек были возбуждены уголовные дела, но суд их оправдал, — я говорю о гангстере Мейере Лански и нефтяном магнате Т. Каллене Дэвисе.
Современные криминалисты связывают преступность со сравнительной бедностью. Как писал Карл Маркс: «Дом может быть большим или маленьким; пока окрестные дома столь же малы, он отвечает всем запросам общества. Но если рядом с маленьким домиком воздвигнуть дворец, домик съежится, обернувшись жалкой хижиной».
Богач может счесть себя сравнительно бедным, когда его состояние уступает чужому на несколько десятков или сотен миллионов долларов. Большинство состоятельных людей из нашего списка, имевшие нелады с законом, попались на том, что не считались с нормами ведения бизнеса.
Взять хотя бы Бернарда Эбберса, одного из основателей и бывшего председателя Совета директоров телекоммуникационной компании WorldCom, олицетворяющей собой эру «неткомовского пузыря». В 2005 году суд признал его виновным в мошенничестве и преступном сговоре в форме фальсификации финансовой отчетности WorldCom. В результате махинаций Эбберса инвесторы лишились 180 млрд. долларов. Сейчас он отбывает 25 лет тюремного заключения в федеральной тюрьме в Луизиане.
Нельсон Банкер Хант, техасский нефтепромышленник, вместе со старшим братом Уильямом Хасси Хантом в 1988 году был осужден за попытку создать на бирже корнер (монополизировать торговлю на серебро). На этой операции Ханты потеряли 1,5 млрд. долларов, и тогдашнему председателю Федеральной резервной системы Полу Волкеру пришлось собирать средства на досудебное освобождение братьев под залог. Оба Ханта выплатили штрафы, исчислявшиеся миллионами долларов. В том же году Банкер Хант объявил себя банкротом. Через год он вновь вернулся к активной деятельности, но с долгом перед налоговой службой размером в 90 млн. долларов, который он обязался погасить частями в течение 15 лет.
Альфред Таубман, разбогатевший девелопер торговых центров, в 1983 году приобрел аукционный дом Sotheby’s — так сказать, пришел на выручку, чтобы воспрепятствовать его враждебному поглощению Маршаллом Коганом и Стивеном Суидом из General Felt. Таубман вдохнул в аукционный дом новую жизнь и в 1998 году сделал его открытым акционерным обществом. В 2002 году его оштрафовали на 7,5 млн. долларов и посадили на год в тюрьму за сговор с конкурирующим аукционным домом Christie’s — они дружно осуществляли махинации с комиссионными. В 2003 году, отсидев 9,5 месяца в федеральной тюрьме, Таубман был условно-досрочно освобожден с условием проживания под надзором полиции в специальном общежитии для таких же экс-заключенных.
Преступления, не связанные с финансами, люди из «400 богатейших американцев» совершают редко. Джон И. Дюпонт из средств, полученных по наследству, спонсировал вольную борьбу. В 1997 году он был осужден за убийство борца Дейва Шульца, члена олимпийской команды, и приговорен к «тюремному заключению на срок до 30 лет» (законодательство США предполагает гибкие сроки наказания), после того как суд признал его психически больным.
Согласно заключению психиатрической экспертизы, Дюпонт страдает параноидальной шизофренией: он считал, что Шульц — член международного общества заговорщиков, решивших его убить.
Т. Каллен Дэвис, сделавший свои деньги на нефти, был судим за убийство и покушение на убийство, но в обоих случаях его оправдали. В 1976 году суд признал его невиновным в убийстве падчерицы Андреи Уилборн, произошедшем в доме его бывшей жены Присциллы. Позднее дети тогдашнего бой-френда Присциллы Стэна Фарра вчинили Дэвису иск в преступной небрежности, которая повлекла за собой смерть их сводной сестры, и в итоге по постановлению суда получили 250 тыс. долларов компенсации. В 1978 году Дэвиса снова арестовали, на сей раз по обвинению в том, что он «заказал» киллеру судью, который разбирал дело о его разводе с Присциллой. Дэвису было предъявлено обвинение в покушении на убийство.
Суд оправдал его, но расходы на адвокатов повлекли за собой разорение.
Forbes