«Бегар»
Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя.
«Бехукотай»
В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых — побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого.
***
«Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу для Б-га» (25:2). Получив письмо от какой-нибудь адвокатской конторы, невольно обращаешь внимание на их длинные названия в шапке фирменного бланка с перечислением нескольких фамилий. У владельца конторы почти всегда есть «младшие партнеры».
«Младший партнер» — совсем не плохой статус. Ответственности меньше, чем у «главного партнера», но ты при деле. Некоторые люди совсем не прочь стать «младшим партнером» у самого Б-га. Они рассуждают примерно так: «Ладно, Г-сподь, Ты правишь миром. Ты — босс. Мне же хватит младшего партнерства, чтобы делать то, что я пожелаю. Дай мне немного личного пространства, где бы я мог сам решать, что и как». Нет, такое разделение невозможно. Как можно претендовать на личное пространство, если «Его слава наполняет весь мир»? Как можно быть компаньоном Единого и Единственного, который «Один, и нет второго»?
Многие религии придерживаются принципа, что человек может быть «младшим партнером» Б-га, что он может предстать перед Ним раз в неделю на час, и этого будет вполне достаточно. Все остальное время — твое; пользуйся им по своему усмотрению. Иудаизм не признает такого деления. Еврей находится на службе все 24 часа в сутки, семь дней в неделю, от колыбели до могилы. Мы — народ, который Б-г избрал для служения Ему. Но ведь это так тяжело! Я ведь не бездушный робот, выполняющий команды по заданной программе. Я — человек, личность. Мне тоже нужно уделить себе какое-то время, занять личное пространство.
Все правильно. На самом деле, Б-г принял нас в «младшие партнеры». Но это не такое партнерство, при котором мы можем улизнуть со службы и поиграть в футбол после обеда. Это глобальное партнерство, партнерство в управлении временем. Ничто в мире не может существовать без искры святости. Даже в туалете есть эта искра — при его посещении предусмотрены специальные законы.
Святость — это воздух, которым дышит мир. Как человек не может существовать без воздуха, так и мир не может существовать без святости.
Создавая мир, Б-г наделил его двумя видами святости, один из которых выражается в шаббате, а другой — в праздниках. Святость шаббата фиксированная, неизменная. Раз в семь дней мы вступаем в мир под названием Шаббат, который существует вне нашего контроля. Шаббат спускается к нам из Высших миров без нашего вмешательства и помимо нашего желания.
Другое дело праздники — Песах, Шавуот и Суккот. Б-г позволяет людям — в лице бейт-дина, еврейского суда — устанавливать первый день календарного месяца и тем самым определять праздничные дни.
Заповедь «шмиты», субботнего года покоя для земли, описанная в разделе «Бегар», формулируется так: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу для Б-га». Земле, как и человеку, тоже полагается соблюдать субботний покой.
Два типа святости дней и месяцев — шаббат и праздники — отражены и в двух типах святости применительно к годам. «Шмита», седьмой год — это шаббат земли. Его святость неизменна, как и шаббат недели, а святость «йовеля», пятидесятого «юбилейного» года перекликается со святостью праздников. Его святость отражает партнерство Б-га и человека: «Ибо это йовель — святым он будет для тебя».
Если не трубили в шофар в начале «юбилейного» года, этот год — не «йовель». Если рабы не были отпущены на свободу, этот год — не «йовель». Если поля не были возвращены своим первоначальным владельцам, этот год не считается «йовелем», и крестьяне могут сеять и жать, как в обычные годы. У седьмого года другие правила. Даже если бейт-дин по какой-то причине не освятит его, не провозгласит годом «шмиты», он все равно будет иметь этот статус. Его святость непреложна и не зависит от человека. Даже если счет лет был утрачен, и сельскохозяйственные работы на земле продолжались, поля считаются бесхозными и с их урожая не берут десятину.
Вот почему «шмита» называется «субботой покоя для Б-га». Шмита, как и наш недельный шаббат, не допускает «младшего партнерства».
Не крутитесь в приемной
«И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта…» (26:5). В Советском Союзе женщины выходили на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 (правда, многие мужчины не доживали до этого возраста). В современной России сей порядок пока не изменился. В Америке и многих других западных странах пенсионный возраст начинался в 65 лет. Когда я приехал в Израиль, а было это 31 год назад, пенсионный возраст для женщин был 60 лет, а для мужчин 65 лет. Узнав об этом, я возмутился в том духе, в котором меня воспитали: «У, капиталисты проклятые, эксплуататоры трудового народа!»
Со временем этот возраст отодвинули еще на пару лет. Но, что удивительно, чем ближе я приближался к пенсионному рубежу, тем меньше мне хотелось переходить его. И теперь, когда в связи с пандемией коронавируса многие работники моей фирмы стали «надомниками», а меня отправили на «заслуженный отдых», я почувствовал себя выброшенным за борт, хотя успел переработать более двух лет сверх нормы.
Новые исследования показывают, что старость начинается не в 65 лет, как раньше, а в 74 года. Другими словами, средний возраст удлинился на целых 9 лет. Некоторые специалисты утверждают, что старость надо измерять не по возрасту, а по количеству лет, которые человеку осталось прожить. В 50-х годах 65-летнему среднестатическому британцу оставалось до смерти 15 лет. У нынешнего поколения ожидаемая продолжительность жизни после выхода на пенсию гораздо больше. Они будут получать пенсионные выплаты в течение 24 лет (в среднем). Это на 50 процентов больше, чем у поколения их родителей.
Такое положение ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, но проблема не только в этом. Пенсионерам надо искать, чем заняться на закате жизни.
Американский штат Флорида уже давно называют «приемной Б-га» из-за обилия домов престарелых и пожилых людей, переехавших в теплые края из северных штатов после выхода на пенсию. Между тем, время ожидания в этой «приемной» постоянно растет.
Одна из главных причин, вызывающих старение, как раз и состоит в затянувшемся ожидании. В еврейской традиции нет понятия «пенсия». Человек должен трудиться до последних дней своей жизни, разумеется, в меру своих сил и возможностей. Еврей обязан изучать Тору все дни своей жизни. Поэтому увольнение по возрасту с основной работы он должен рассматривать как возможность активизировать свою трудовую деятельность на другом фронте, именно в той области, которая имеет огромный смысл с точки зрения вечности — в изучении Торы и выполнении ее заповедей.
В разделе «Бехукотай» сказано: «И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта…». РАШИ пишет в комментарии, что, исполняя волю Б-га, сыны Израиля достигнут такого процветания, что, еще не завершив молотить зерно, приступят к сбору винограда.
В старости нет большего счастья, чем открывать для себя все новые горизонты и заниматься любимым делом, чтобы «есть свой хлеб досыта» и с большим аппетитом. Чувство своей востребованности и сознание, что ты продолжаешь приносить пользу, и есть лучший эликсир жизни.