Развод с Главным раввинатом

Редакционная статья, «Гаарец», 30.09.2007

Нужно приветствовать намерение раввинов национально-религиозного лагеря (особенно организацию «Цохар») выдавать «альтернативную» кошерность сельскохозяйственной продукции на основании принципа «хетер-мехира». К сожалению, главный раввинат занимает ошибочную позицию не только в связи с Субботним годом, но и по многим другим важным вопросам, например, переходу в иудаизм и проблеме «соломенных вдов». Раввинат должен был в первую очередь заботиться об общественной пользе. Необходимо было воспользоваться выходом, практиковавшимся со времен первых сионистских поселений в Эрец-Исраэль, когда в Субботний год сельскохозяйственные угодья фиктивно продавались неевреям. Любое другое галахическое решение наносит смертельный удар по сельскому хозяйству или по потребителям, и потому неприемлемо для основной массы населения.

Однако местные раввинаты в ряде крупных городов, в том числе, в Иерусалиме, угрожают лишить удостоверения кошерности тех, кто полагается на «хетер-мехира» – принцип, который Главный раввинат формально поддерживает. Подобная «автономия раввинатов» совершенно неприемлема. Раввинаты должны предоставить верующим право поступать в соответствии с их пониманием Галахи. Но нельзя навязывать большинству самое строгое из всех возможных толкований, совершенно не считаясь с последствиями!

Поэтому правильно поступили раввины национально-религиозного направления, решившие заполнить вакуум. И им не нужно бояться давления и сетований на то, как они осмелились перечить высшей инстанции, выражающей идеологию религиозного сионизма, основанной их духовным учителем раввином Авраамом-Ицхаком Куком. Раввинат, который противится принципу «хетер-мехира» – новшеству, введенному раввином Куком – и руководствуется узкими секторальными интересами, не имеет права называться государственным. Более того, те, кто действует в обход, те и занимают государственную позицию.

И это только начало. По словам некоторых активистов «Цохара», планируется создание альтернативной раввинату структуры, в частности, раввинатских судов для решения проблем с разводами и переходом в иудаизм. Что касается «гиюра», то ныне действующие «специальные суды» полностью управляются Главным раввинатом. Не будем забывать, что в конечном итоге эти суды занимаются не только финансовыми вопросами, но и вопросами жизни и смерти. Остается лишь надеяться, что ультраортодоксы, заправляющие в Главном раввинате, сделают правильные выводы из происходящего и поймут, что их непримиримость – это палка о двух концах. Вот уже и религиозная общественность испытывает недовольство и создает серьезную оппозиционную структуру. Фактически речь идет о разводе с Главным раввинатом.

Деятельность в этом направлении может вернуть религиозный сионизм к выполнению исторической объединяющей миссии. Не «наведение мостов между религиозными и светскими» в духе подслащенных призывов к национальному примирению («Цав пиюс»), а наведение мостов между еврейством и израильскостью. Нужно приспособить богатейшую тысячелетнюю еврейскую традицию к повседневным нуждам современного израильского государства.

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора