Бензин сейчас подешевел настолько, что скоро за него будут доплачивать, писал я на днях в репортаже о коронавирусном Нью-Йорке. Я, конечно, шутил, но случайно оказался провидцем: в понедельник продавцы нефти стали доплачивать покупателям, чтобы те поскорее увезли ее подальше, поскольку ее больше некуда стало девать, а нефтяники пока не перестали ее качать.
Нефть, разумеется, еще не бензин, но идея та же. Беда в том, что бензина — хоть залейся, но большинству из нас некуда ездить, а впрок его много не запасешь. Опять плохо.
Поскольку Россия зарабатывает в основном на нефти (и гризетках — но гораздо меньше), рубль снова устремился вниз. Во вторник за доллар давали 77 рублей 15 копеек и предсказывали, что скоро он будет стоить 80 рублей. Плакали мои московские гонорары.
Американская энергетика плавно погружается туда, куда никогда не заглядывает солнце (я, кстати, читал, что вирус передается и через пук). Это еще одна экономическая катастрофа, очередной побочный результат войны с коронавирусом (которая, я подозреваю, никогда бы не была столь тотальной, если бы эпицентр эпидемии располагался не на Ист-Ривер, а на Миссисипи).
В общей сложности цена нефти упала за кризис на 300 процентов. Языкастые журналисты писали, что был момент, когда ее баррель стоил меньше, чем упаковка жвачки Wrigley’s Juicy Fruit. Резкое удешевление черного золота сопровождалось в понедельник новым обвалом биржевых котировок почти на 600 пунктов и еще одним пенделем по моему сиротскому пенсионному плану. По меньшевикам прошло очередное рыдание, поскольку спад в американской энергетике приведет к увольнению десятков тысяч рабочих.
Большевикам же коллапс нефтяного рынка был в радость.
«От этого приходишь в полный восторг! — твитнула бывшая барменша, а ныне парламентарий Александриа Окасио-Кортес (АОК), которой в этом году увольнение не грозит. — Все это вкупе с рекордно низким банковским процентом означает, что наступил удачный момент для крупных инвестиций под руководством рабочих в зеленую инфраструктуру для спасения нашей планеты».
АОК так оплевали в «Твиттере», что она от греха подальше убрала этот твит. Но он был хорошей иллюстрацией к умонастроению прогрессивных кругов Америки, которые увидели в эпидемии свой звездный час.
Когда пошли первые слухи о зловещем китайском вирусе, правые, которые относятся к Пекину подозрительно, забеспокоились. Левые же поначалу отмахивались от вестей о новой заразе и призывали американцев не волноваться всуе. Нью-йоркский мэр Билл Де Блазио и его министр здравоохранения убеждали горожан по-прежнему посещать общепит и безмятежно ездить в подземке, которая тогда еще не полностью перешла во владение бомжей.
Левые в штыки приняли решение Трампа закрыть в конце января въезд из Китая и в очередной раз обозвали его расистом и ксенофобом. Сейчас, когда это решение кажется провидческим, левые критики сменили пластинку и в один голос сетуют, что запрет Трампа был не абсолютен: после закрытия въезда из Китая в США все равно прибыли оттуда десятки тысяч человек. Ага!
Дело в том, что речь шла о возвращавшихся из КНР американских гражданах и обладателях гринкарт, которых положено пускать в США безпрепятственно.
Сейчас, когда эпидемия пошла на убыль, стороны совсем поменялись местами. Консерваторы все громче призывают отменить карантины и перезапустить экономику, доказывая, что это в конечном итоге спасет больше жизней, которые иначе будут загублены разрухой, безработицей, разрушением привычного уклада и неприкаянностью.
В последнее время тысячи людей протестуют против карантина и других ограничений на их вольности. Я не видел статистики, но ручаюсь, что они поголовно консервативны.
Левые столь же дружно призывают не спешить, а в идеале дождаться изобретения вакцины против коронавируса, то есть прождать еще год-полтора.
Левые прекрасно знают, что продолжение спада сорвет попытку Трампа избраться на второй срок, ибо его надежда на успех зиждилась на подъеме экономики и мобилизации его фанатов посредством массовых митингов, которые ему давно пришлось заменить вирусными брифингами в Белом доме.
Как пишет публицист Скотт Морфилд, сейчас левые воспользовались кризисом, чтобы добиться побед, которые были бы немыслимы еще несколько недель назад. По словам Морфилда, если бы пятиглавая гидра, сочетающая Че Гевару, Ленина, левого американского активиста Сола Алинского, Маркса и Сталина, вырвалась из преисподней и сеяла сейчас хаос в Америке, содеянное ею не сильно отличалось бы от того, что происходит в стране в последнее время.
Автор перечисляет четыре хрустальные мечты прогрессивного лагеря, которым сейчас помогает исполняться эпидемия Covid-19.
Левые рядятся в критиков полиции, когда полиция выполняет свои законные функции, то есть следит за порядком и борется с преступностью, но на самом деле они мечтают о создании полицейского государства. Сейчас оно рождается на глазах в Нью-Джерси, Калифорнии, Вирджинии или Мичигане, чья симппатичная губернаторша запретила жителям ездить на дачу (хотя, казалось бы, на природе вирусу труднее разгуляться) или копаться в саду.
До вируса это было бы немыслимо, а сейчас губернаторы голубых, то есть демократических, штатов вытворяют, что им заблагорассудится, с понтом для спасения наших жизней. Трамп же, которого пресса с первого дня изображала Гитлером, ратует за то, чтобы как можно быстрее отпустить вожжи. Допускаю, что он либеральничает в основном из стремления оживить экономику и переизбраться, а не из любви к народным вольностям. Но важен результат.
Возможно, демократы арестовывают за нарушение карантина отца, играющего на лужайке с дочуркой, для его же собственного блага, а не из своих тиранических склонностей. Но, повторяю, важен результат. А результат диктаторский и, если угодно, хамский.
Во-вторых, левые обожают тратить деньги — при условии, что деньги не свои, а чужие (исследования давно показали, что они дают на благотворительность значительно меньше, чем правые). Сейчас правительство тратит триллионы, и демократы мало того что не клеймят его (хотя бы для вида) за расточительство, а шантажом вынуждают тратиться на вещи, которые не имеют к вирусу ни малейшего отношения. Под соусом эпидемии, например, миллионы были выделены НАСА. Я обеими руками за космос, но сейчас не до него.
В-третьих, вирус позволяет демократам безостановочно кичиться своей любовью к жизни (хотя скажу, что их страсть к абортам вступает с этим чувством в противоречие) и клеймить республиканцев за бессердечность, когда те имеют наглость требовать, чтобы им опять разрешили зарабатывать на жизнь, как в добрые старые времена.
В-четвертых, демократы смотрят на обитателей одноэтажной Америки как на «невежественное быдло», недостойное понимания и сочувствия. Я не удивлюсь, если они тихо радуются сейчас лишениям американской деревни, потому что «быдло» проголосовало за Трампа и намыливается сделать то же самое.
Наконец, кризис оказался тем чудом, о котором демократы долго молили своих божков: он обещает свалить «Оранжевого». Одним словом, если бы коронавируса не было, его нужно было бы выдумать.