Песах — это праздник свободы, в каком-то смысле личный праздник каждого из нас. Оказавшись по эту сторону океана, вырвавшись из той или иной страны, мы начали здесь новую жизнь. Впрочем, свобода парадоксальна, у нее есть и своя оборотная сторона.
Вскоре после моего приезда в Америку я познакомился с одной семьей. «Мы приехали в Америку ради нашего сына, — сказала мне интеллигентная мама и с грустью добавила, — и здесь его потеряли». Я вздрогнул: «Что случилось? Он умер?» «Нет, он стал наркоманом». Проблема наркомании среди молодёжи, подростков, школьников, учеников колледжей в русскоязычной среде замалчивается. Родители зачастую предпочитают страдать молча и стыдятся делиться этим со своими близкими и друзьями .
Все начинается с «невинного» увлечения марихуаной, с желания быть принятым в среде ребят, которые это делают, быть мужчиной среди мужчин. Что может защитить ребенка от этого? Главной защитой является семья.
Как-то известный американский психиатр доктор Тверский, который известен во всём мире как специалист по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, выступал в Бруклине. Он говорил о вечной проблеме отцов и детей, а начал своё выступление с рассказа об исследовании, которое провели американские учёные с целью выявить, какие факторы приводят к трагедиям в семьях. Почему в одних семьях дети становятся наркоманами, а в других — нет. Для этого были опрошены несколько тысяч благополучных и неблагополучных семей. Им задали вопросы относительно стиля жизни, благосостояния, образования. Когда заложили полученную информацию в компьютер и попытались обработать данные, выяснилась потрясающая вещь. Единственным «общим знаменателем» всех благополучных семей, в которых не было проблем с детьми, стало семейное правило: родители и дети едят вместе!
Находясь в египетском рабстве и подвергаясь нечеловеческим преследованиям, человек мог превратиться в животное. И Всевышний решил вывести евреев из Египта. Однако важно было не столько вывести евреев из Египта, сколько вывести Египет из евреев! Дело было не только в физическом освобождении, но и в духовном раскрепощении. Для того чтобы поднять рабов до уровня свободных людей, Всевышний даровал нам Заповедь есть вместе за праздничным столом! Пасхальный седер объединяет семью. Мы продолжаем отмечать Песах из поколения в поколение более тридцати веков. Семья садится за празднично накрытый стол, и мы едим и празднуем своё освобождение. Это укрепляет взаимоотношения людей, в частности, между родителями и детьми. Ибо главным смыслом этой трапезы является отнюдь не поглощение пищи, а общение между родителями и детьми. Пасхальная Агада преподносит нам ошеломляющие уроки общения. Нет ничего сложнее, чем общаться с нашими детьми, особенно когда они становятся подростками, и у них больше нет авторитетов. Пасхальный седер переводится как порядок, а на самом деле его правильней было бы назвать беспорядком. Потому что нарушаются общепринятые правила поведения за столом. Нет благословения, когда омывают руки, вместо тогочтобы есть мацу, её просто разламывают. И конечно, всё, что происходит, вызывает вопросы, которые, в частности, ребёнок потом задаст — знаменитые четыре вопроса. Мы, к сожалению, очень редко общаемся с нашими детьми. А встречаясь, читаем им лекции, а дети этого не любят. В первую очередь, нужно вызвать у ребёнка желание общаться. А желание начинается с интереса. Как учитель, который обязан заинтересовать учеников, вызвать у класса мотивацию, так же и родители должны научиться вызывать интерес к общению у своих детей и уметь сделать так, чтобы ребёнок задал вопрос, инициировать общение. Когда ребёнок задаёт вопрос, родители слушают. Великое искусство — уметь слушать. Есть потрясающая книга-бестселлер, написанная знаменитым еврейским американским психологом Хаимом Енотом, «Родитель и ребёнок». Бестселлер разошелся миллионными тиражами в Америке. А вот его ученицы написали следующую книгу «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Великое искусство уметь слушать своих детей. Слушая своих детей, мы обнаруживаем, что каждый из них уникален. Четыре ребёнка задают четыре разных вопроса. И к каждому нужен свой индивидуальный подход и свой ответ.
Когда мы сидим за столом, мы друг за другом ухаживаем: мы не наливаем сами себе вино. Только подумайте, какой потрясающий символ в этом действии. Мы демонстрируем, с какой любовью, нежностью мы друг к другу относимся. Может быть, это важнее всяких слов. Даже если ребёнок отбился от рук или попал в какую-то нехорошую ситуацию, главное — начать разговор с ним не с крика, не с ругани, тем более не с рукоприкладства, а прежде всего сообщить ребёнку о своей любви к нему. К великому ребе Баал Шем Тову однажды пришел отец и спросил у него, что делать, если сын свернул с пути Торы и уходит от отца. И, к удивлению отца, ребе сказал ему: «Люби его ещё больше». Нет более глубокого и серьёзного ответа, чем этот. Любить ещё больше тех детей, которых любить непросто. Поэтому очень важно помнить, что каждый раз, когда возникает проблема с детьми, мы должны взять на себя определённую долю ответственности. Может, мы где-то не додали той самой любви, которую нужно дать сейчас. И очень может быть, что этой любовью мы достигнем гораздо большего, чем теми действиями, которые обычно психологи называют «тривиальными ошибками», совершаемыми родителями, которые столкнулись со страшным фактом: их ребенок употребляет наркотики. Итак, самое главное — это атмосфера любви, в которой наши дети растут.
Художник Алекс ЛЕВИН