Компрометация — средство самообороны?

Позволительно ли порочить репутацию сотрудника, который неожиданно перешел в конкурирующую фирму?

Недавно ко мне обратился владелец небольшой компании, где каждый работник на счету, и рассказал, что один из его сотрудников внезапно уволился и открыл собственный, конкурентный бизнес, оставив компанию в весьма затруднительном положении. «Могу ли я объяснить недовольным клиентам, — спросил он, — с чем связаны причиненные им неудобства? Это одновременно снимет вину с меня и с оставшихся сотрудников и предупредит клиентов о том, что этому человеку не следует доверять».

Подобные ситуации — явление в нашей жизни нередкое.

Прежде всего отмечу, что работник свободен в своем выборе и имеет полное право покинуть прежнее место работы и перейти на новое. Об этом, в частности, говорится в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 10). Однако эта свобода ограничивается некими разумными рамками. Неожиданный уход сотрудника может стать нарушением этических норм.

К таким нарушениям относятся случаи, когда внезапный уход работника причиняет работодателю значительный ущерб. Обычно в современных трудовых соглашениях оговаривается, что сотрудник должен заблаговременно предупредить работодателя о своем увольнении. И данное обязательство, разумеется, необходимо соблюдать.

Если же работник все-таки позволил себе не выполнить это обязательство и без предупреждения оставил работу, вот тут-то и возникает вопрос, как следует преподнести это окружающим.

Тут решающее значение приобретают мотивы «пострадавшего» (руководителя отдела, владельца бизнеса и т. п.). Компрометировать внезапно оставившего свой пост человека из чувства мести нельзя. И все же Тора разрешает предпринимать те или иные действия для того, чтобы добиться возмещения причиненного вреда.

Например, в ситуации, в которую попал владелец небольшой компании, можно упомянуть о некорректном поведении бывшего сотрудника. Ибо такое упоминание служит определенной конструктивной цели: это, возможно, смягчит вину за то, что при обслуживании клиентов фирма не уложилась в обусловленные сроки, и предоставит некую информацию об открытом бывшим сотрудником бизнесе (если основатель бизнеса подвел работающих с ним).

Но и тут следует проявить максимум осмотрительности.

«Человек, с которым поступили нечестно, — пишет в своем фундаментальном, посвященном проблемам лашон а-ра («злословие») труде Хофец Хаим (рабби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины ХХ века), склонен порочить того, кто нанес ему ущерб. Но даже в подобных случаях компрометация «обидчика» допустима, только если она приносит пользу, скажем, способна защитить «пострадавшего» или оградить от неприятностей других.

Предположим, хозяин компании не держит зла на внезапно оставившего работу сотрудника, пожелавшего незамедлительно открыть собственное дело. И, делясь с клиентами информацией об обстоятельствах его ухода, хочет лишь оградить себя и своих собеседников от негативных последствий. Никаких других мотивов у него нет. Но где гарантия, что клиенты прислушаются к его объяснениям и не воспримут это как «очернительство» конкурента? Ведь у них нет реальной возможности проверить, что в действительности произошло. В результате, поделившись с клиентом «внутренней» информацией, человек рискует инициировать череду нескончаемых взаимных обвинений, которыми он будет заочно обмениваться с бывшим сотрудником.

Как же быть?

д-р Ашер Меир,

aish.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора