В эту субботу, совпадающую с третьим днем Песаха, вместо очередного недельного раздела «Шмини» будет прочитан специальный отрывок из раздела «Ки тиса» (книга «Шмот»), одного из самых сложных, многоплановых и насыщенных мистическими элементами. В этом отрывке говорится о втором пребывании Моше на горе Синай после греха поклонения Золотому тельцу. Добившись прощения от Б-га и стремясь воспользоваться Его расположением, пророк просит Творца раскрыть перед ним всю глубину Его Б-жественной сущности. Но Б-г говорит, что это невозможно: «Ты не сможешь увидеть лицо Мое, потому что не может человек увидеть Меня и остаться в живых» (Шмот, 33:20). Всевышний открывается пророку только «со спины». Тайна Б-жественной Истины непознаваема даже для такого великого пророка, как Моше-рабейну.
Затем Творец сообщает Моше свои тринадцать качеств милосердия. Так евреи получили формулу, пробуждающую Б-жественное прощение в кризисных ситуациях. Сефарды читают тринадцать «мидот» каждый день, а ашкеназы — в Йом-Кипур, дни общественных постов и по особым решениям раввинов. В знак прощения греха Золотого тельца Б-г велит Моше вырубить две новые каменные скрижали Завета: «И напишу Я на этих скрижалях то, что было на первых скрижалях, которые ты разбил» (при виде сцены поклонения тельцу). Отрывок завершается кратким описанием трех праздников, в которые евреи совершали паломничество в Иерусалим: Песах, Шавуот и Суккот. Причем, главное внимание уделяется «празднику опресноков», что и составляет тематическую связь данного раздела с пасхальной субботой.
Дополнительное чтение из пророков (Афтара) тоже связано с темой Песаха. Пророк Иехезкель (гл. 37) говорит об оживлении «сухих костей», а из традиции мы знаем, что с наступлением мессианской эпохи именно в нисане, месяце Исхода, произойдет воскрешение из мертвых.
В большинстве общин читается также свиток «Песнь Песней», аллегорически повествующий о вечной любви между Б-гом и еврейским народом.
***
Пища нашей свободы
Во время пасхального седера, рассказывая об Исходе из Египта, мы поднимаем мацу и говорим (по-арамейски): «Ха лахма анья…» — «Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в Земле Египетской».
«Хлеб бедности» — традиционный перевод. Но, по мнению Махараля (рабби Йехуда Лива бен Бецалель, 1512 — 1609, Прага), выражение «лахма анья» означает «бедный хлеб». В чем разница? Оказывается, разница есть, и немалая.
Бедный хлеб («лехем они») — это противоположность «богатой маце» («маца ашира»). В последнюю добавляют яйца, мед, растительное масло, фруктовый сок и даже порой шоколадную глазурь. В «бедном хлебе» нет добавок. Он состоит только из муки и воды. Это «базовый» хлеб.
Махараль объясняет, что Песах — праздник избавления от рабства, и маца символизирует этот процесс нашего освобождения, который мы воспроизводим во время седера.
Почему, спрашивает он, праздник нашей свободы называется в Торе «хаг а-мацот»? Почему хлеб рабства занимает в нем центральное место, и нам заповедано есть его все семь дней Песаха?
Действительно странно, что символом освобождения еврейского народа от египетского рабства, ставшего парадигмой всех последующих освобождений и избавлений, выбран «хлеб бедности нашей», хлеб рабства.
Вот тут-то и заключена ошибка, говорит Махараль. Маца — не «хлеб рабства», а символ нашей свободы от рабства.
В подтверждение своего мнения пражский мудрец обращает внимание на то, что ни в Письменной Торе, ни в мидрашах, ни в Мишне, ни в Гемаре, ни в других раввинских источниках не сказано, что евреи ели мацу в Египте. Б-г заповедовал есть ее только в тот день, когда мы вышли из «дома рабства».
Есть, правда, комментарии, что египетские рабовладельцы заставляли наших предков есть мацу, потому что она долго переваривается в желудке, и поэтому экономичнее нормальной еды. Но это объяснение появилось гораздо позже, и у него нет никаких текстовых подтверждений.
Но почему маца стала символом свободы? Подобно маце, в которой нет добавок, самый свободный человек — это тот, у кого нет никакого материального имущества, которое сковывает его. Он легко строит планы и может уехать, куда и когда он хочет.
Другое дело богач. Деньги и имущество сковывают его. Он боится войн, революций и эпидемий, падения биржи и инфляции. Богатство мешает ему передвигаться, поскольку он все время должен заботиться о его сохранении и преумножении. Богач постоянно озабочен; он плохо спит. Богатство держит его в рабстве.
Когда нацисты захватили Европу, многие малообеспеченные евреи успели бежать, а богачи остались, пытаясь спасти свое добро, и погибли в Катастрофе. Не случайно наши мудрецы учили: «марбе нехасим, марбе даага» — множащий имущество, множит заботу» (Пиркей-авот, 2:7).
Есть разные уровни бедности. В еврейской традиции это «даль», нуждающийся, и «они», бедный. Последний не имеет материального имущества, но он не нуждается.
Б-г обеспечивал пищей сынов Израиля в пустыне. У них не было повседневной заботы о том, где достать еду, и как ее приготовить. Им не требовалось строить дома в пустыне, поскольку Б-г обеспечивал каждую семью суккой (шалашом). И эти шалаши вполне устраивали странников, поскольку температура воздуха и погодные условия были всегда комфортными.
Им не надо было паковать чемоданы. Они обходились минимальной одеждой, которая к тому же не требовала стирки. Каждому из них хватало одной смены одежды и одной пары обуви на все сорок лет пребывания в пустыне.
И вот мы подошли, наконец, к маце. Этот «бедный» продукт, состоявший только из муки и воды, требовалось печь и есть «бе-хипазон», т.е. очень быстро. Вот почему маца символизирует нашу свободу — не только от всякого обременительного имущества, но и от самого времени. Маца поставила еврейский народ на путь, ведущий к вечности — вне пространства и вне времени. Это и есть подлинная свобода.
Не спорьте с Б-гом — себе дороже
Египтяне, как известно, не хотели отпускать еврейских рабов вопреки требованию Б-га и, лишь получив десять казней, вынуждены были уступить.
Получается, пишет Рабейну Бахье (Испания, ХI в.), что, пережив эти казни, фараон и его подданные все равно были вынуждены отпустить евреев да еще дали им с собой все свои ценности.
Рабейну Бахье приводит следующий мидраш. Когда Моше впервые пришел к фараону как посланник Всевышнего, тот поинтересовался, кто его послал.
«Б-г евреев», — ответил Моше.
«Что Он сказал тебе?»
«Чтобы ты отпустил Его народ и позволил им служить Ему».
«Есть ли такой Б-г, которого я не знаю? — хитро сказал фараон. — Клянусь твоей жизнью, что все боги шлют мне письма. Но от Б-га, о котором ты говоришь, я ничего не получал».
При этих словах фараон открыл свой «справочник богов» и сделал вид, что ищет там «Б-га евреев». Затем с деланным разочарованием развел руками: «Ты видишь, — сказал он, — Его тут нет, и я никогда о Нем не слышал».
Затем он вызвал всех египетских мудрецов и спросил их, слышали ли они о «Б-ге евреев». «Да, — ответили мудрецы, — мы слышали, что Он — сын мудрецов».
Тут Б-г не выдержал и вмешался в эту сцену: «Идиоты. Вы называете себя мудрецами, а Меня сыном мудрецов? Ну, я проучу вас. Я лишу вас всякой мудрости. Ты, фараон, говоришь, что не знаешь Б-га евреев. Теперь ты узнаешь Меня! Ты говоришь, что не отпустишь сынов Израиля. Но, в конце концов, ты их отпустишь, как бы тебе ни хотелось их оставить».
Эту ситуацию, продолжает мидраш, можно сравнить со следующей притчей. Однажды царь послал слугу купить на рынке рыбу. Слуга принес ему гнилую рыбу. Тогда царь сказал ему: «Сам выбери одно из трех наказаний для себя. Либо ты съешь эту рыбу, либо получишь сто плетей, либо заплатишь сто монет». Слуга решил съесть рыбу. Но вкус у нее был столь отвратительный, что, не доев ее, он предложил дать ему сто плетей. Это второе наказание оказалось очень тяжелым. Где-то посередине он понял, что не выдержит боли, и сказал, что готов заплатить сто монет. В результате, он был наказан трижды: поел рыбу, получил плети и заплатил сто монет.
То же самое произошло и с египтянами. Они не получили бы десять казней и не расстались бы со своими ценностями, если бы отпустили сынов Израиля сразу, по первому требованию Моше. Но из-за своего упрямства и высокомерия они были наказаны сполна: казни обрушились на их страну; они потеряли ценности и все равно были вынуждены выпустить евреев.