Святая наука – расслышать друг друга,
На время, на все времена…
Булат Окуджава
На разных этапах нашего изгнания египтяне применяли разные методы «окончательного решения еврейского вопроса». До идеи тотального истребления у них, как и у нацистов, дело дошло не сразу.
Сперва египтяне захотели прекратить демографический процесс у евреев. С этой целью мужчины оставались в рабочих лагерях и весь день вкалывали. Причём, чтобы сильнее унизить, их заставляли выполнять женскую работу, а женщинам, как в России, поручали замешивать цемент, класть кирпичи и так далее.
Мужчины отчаялись. Им стыдно было смотреть в глаза любимым. Но дочери Сары, Ривки, Рахели и Леи были настроены преодолеть все препятствия. Когда женщины набирали воды, Всевышний посылал им в кувшины мелкую рыбу. Женщины пробирались на поля, обмывали своих мужей тёплой водой, поили их и кормили рыбой, а главное — внушали им веру в будущее. Говорили: «Мы не вечно будем рабами, когда-нибудь Всевышний вспомнит о нас и выведет нас из Египта». Утешая мужа, женщина брала зеркальце и, глядя в него, поддразнивала: «Я красивее тебя». Муж отвечал: «Нет, я красивее тебя». Так — слово за слово — разгоралась страсть и простая земля была для них слаще самой мягкой перины.
Я иногда спрашиваю гостей: «Сказано — в заслугу праведных женщин мы вышли из Египта. В чём эта заслуга?». Отвечают по-разному: верили в Б-га, акушерки отказались убивать новорожденных, Батья, дочь фараона, которая потом станет еврейкой, спасла и вырастила Моше. Меньшинство говорит: «Они соблазняли мужей и им было всё равно, как в этот момент выглядят их мужья». А вы думаете, легко соблазнить раба, у которого одно желание — спать?!
Но не все захотели выйти из Египта. Четыре пятых остались и были похоронены во время казни тьмы. Первозданный свет ослепил египтян, позволив оставшейся одной пятой еврейского народа увидеть, что пришла пора выходить из Египта. И указал им тайные места, где спрятано богатство египтян. Этот же свет убил те четыре пятые, которые не хотели выходить.
В своём комментарии к недельной главе «Бо» Йонатан бен Узиэль (мудрец Мишны, 1-й век) пишет, что у каждого взрослого оказалось на попечении по пять воспитанников. Причём все сыны Израиля, и стар и млад — были в этом равны.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) открывает в слове «хамушим» ещё одну грань Истины и придаёт комментарию Йонатана бен Узиэля дополнительное значение.
«Только пятая часть сынов Израиля, — отмечает он, — вышла из Египта. Четыре пятых не пожелали покидать насиженные места. Они умерли и были похоронены во время наказания тьмой.
Очевидно, что все умершие были взрослыми людьми, способными нести ответственность за свои поступки. Возникает вопрос — что стало с их несовершеннолетними детьми?
Понятно, что маленькие дети ни в чём не провинились и не были наказаны. Но и в Египте они не задержались. Ведь евреи даже скот свой не оставили египтянам, как сказано: «Даже копыта не осталось» (Шемот, гл. 10, ст. 26).
Выходит, сироты были распределены между семьями, покидавшими Египет. Поскольку из Египта вышла одна пятая взрослого еврейского населения, а четыре пятых умерли — значит, каждая еврейская семья взяла себе на воспитание детей из четырёх семей.
И так нужно понимать комментарий Йонатана бен Узиэля: у каждого мужчины, вышедшего из Египта, было на попечении пять групп воспитанников — собственные дети и дети из четырёх семей, родители которых умерли в Египте».
А что же вдовы? Они умерли вместе с мужьями или ушли вместе с детьми? Я спрашивал об этом Учителя. Он ответил, что, с одной стороны, они были праведницы и должны были выйти. Но с другой стороны, об этом ничего не написано. Так что он оставляет мне возможность высказать свою версию.
Раньше я бы подумал, что истинная любовь – это когда в жизни и в смерти вместе. Но сейчас мне кажется, что они ушли с детьми, потому что очень любили своих мужей. И пытались, воспитав детей, вернуть своим половинкам Будущий мир. Ведь потомки могут это сделать. В общем, я голосую за любовь!
«Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья».
(В. Высоцкий)