Давным-давно известно, что: «48 пророков и 7 пророчиц не сумели так вернуть евреев к Б-гу, как перстень, который Ахашверош снял с пальца и отдал Аману». Настолько ценен был перстенёк, что мудрецы называют принятие Торы на горе Синай «получением из страха (трепета)», а принятие Торы в событиях Пурима «получением из любви (ко Всевышнему)» — что есть, несомненно более высокий духовный уровень.
Конечно, ситуация с нынешней пандемией иная и при всех поисках личного врага, которого для отвода бед следует вывесить на высоком дереве, граждане ничего путного не изобрели. Ну, разве что отличились иранцы, установившие путём логического анализа, что изобрели вирус еврейцы, а запустили его америкосы, жаждущие насолить свободолюбивым Китаю и Ирану. Впрочем, даже это не оригинально, ведь давно известно, что теракты 11 сентября организованы коварными жидомасонами, а хитрые американцы шуганули ракетой по своему Пентагону, дабы ни за что придраться к мусульманам. К сожалению, из-за карантинов многие офисы психиатров закрыты, так что информация у автора неполная.
Есть у бедствия и обратная сторона, по русской пословице: «не было бы счастья, да несчастье помогло» — люди начинают думать. Вдруг, словно кто-то поставил ступню на тормоз, прекратилась туристская беготня. В индустрии развлечений остались заочные, он-лайновые прелести, но интерес к ним ослаб; лишь одного нашли СМИ старичка — нарушителя карантина и ловца покемонов. Отчего-то не всем оказалось желанным убежать в иллюзорный мир от стоящих у двери реальных и глобальных проблем.
Из прочих «вирусных благ» — у людей появилось время побыть с самим собой и со своими близкими, о которых беспокоишься. Вдруг у вертящей колесо белки высветилось время и мотивация не наспех взвесить, как устроен мир, что в нём делаю я и прочее человечество? И задаться вопросом: что этим миром управляет, куда и зачем ведут его тропинки? Ведь от ответа на этот назойливый вопрос очевидно зависит ближайшее развитие событий. Правда, в Юхани после ослабления карантина резко выросло число заявлений на развод…
В мире, раздробленом и полном тыкающих друг в друга пальцев, куда чаще слышится ныне слово «солидарность». Потекли статьи, причём зачастую из клавиатуры тех, от кого я подобной прыти не ожидал, на тему: не «что ОНИ делают?!», а «что МЫ делаем?». Кто-то именует рассердившееся на нас «нечто» «Природой» (с большой буквы и, судя по описанию, явно одушевлённой); печалится, как мы её обижали и бесстыдно использовали. Кто-то, даже продолжая называть себя «атеистом», говорит о нашей общей вине перед Всевышнем. По миру бегут коллективные молебны адептов всевозможных религий, индусы сжигают чучело коронавируса, православные организуют «крестные ходы» и лобызают иконы, считая духовную защиту более надёжной, чем «нецеловальные» инструкции Минздрава; евреи читают псалмы и ищут пути раскаяния… Моему другу соседка растолковала: «Б-г рассердился», мне кассирша-узбечка в магазине постулирует, что: «надо понять, чем мы Его обидели?».
Да и по делу всё это, странный какой-то объявился враг. Просто по Клаузевицу, «туман неопределённости витает над полем боя» (это сравнение я у другого журналюги позаимствовал). То он практически безобиден, то — смертельно свиреп. В Германии умирают один на 200, в Италии — один на 10. Почему — неясно, «аномалией» кличут. Где-то вирус звереет и в стороны разбегается за считанные дни, а где-то словно вовсе и не торопится. Откуда берётся — не угадаешь, идёт твой приятель под солнышком по улице, здоровенький и остроумный, а может он-то как раз в самом заразном, предсимптомном периоде. Ну а уж как он, вирусяра этот мерзопакостный, себя в твоём доме выявит — тоже словно бы наугад. Тенденции обсуждают, мол, старших и слабеньких беречь надо — а он, стервец, то ли мутирует, то ли как-то ещё выпендривается, то ли вообще в нескольких лицах-штаммах выступает, и в нью-йоркских госпиталях из 10 серьёзно заболевших по четверо в самом крепеньком возрасте, от 20 до 54 годиков. Надысь, нетрудно заметить, что за пасующей пока, хотя и героически борющейся медициной, так и маячит перчатка того, Кто всё знает и все танцы закручивает. Если не к Нему — тогда к кому за смыслом и помощью бежать?
Даже Нетаниягу, премьер-министр страны, где, в отличие от, скажем, Америки и нынешней России, в преамбулу Декларации Независимости втиснулась только «Скала Израиля» — и понимай, как хочешь — даже такой премьер, помимо «руки мыть», в качестве главного средства спасения предлагает: «молиться Б-гу о том, чтобы Он убрал пандемию коронавируса». И на гневную отповедь левой журналисточки, что: «молиться надо Институту Вайсмана», с юмором поясняет: «В Институте Вайсмана тоже молятся Б-гу». А ну-ка представьте себе подобный диалог в дочумные времена! Мой друг, рав Гедалья Спинадель, поместил на своём фейсбуке животрепещущий рассказ, как он под вечер услышал в Иерушалаиме те самые песни, что в праздник «Симхат-Тора пели евреи 50 лет назад на маленькой московской улочке: «Хава Нагила», «Евену шалом алейхем», «Гешер цар меод»… На лужайке между домами сидел молодой парень с гитарой и усилителем. Соседи из домов хлопали в ладоши и подпевали. Парень сказал: «я пришёл, чтобы вы не боялись — ведь есть у нас Авину шебешамаим, наш Отец небесный!». Это был светский еврей!.. «Ам Исраэль хай!», жив народ Израиля.
Ещё один «холерный подарочек» — очаровательный маскарад. Гуляют нечастые граждане по улицам в намордниках — то есть не кусаются; обходят друг дружку за 2 метра — в смысле не ругаются. Скромность как зимой в Якутии, ни тебе поцелуйчиков, ни обнимушек… Наконец-то рабейну Вирус растолковал жителям пользу целомудрия! А вы говорите — Чума Холеровна. Да это — предпоследний класс школы жизни! Хотя, конечно, правит бал дамочка с косой и без перчаток,- как и положено перед раскрытием Машиаха, нагло выползающая на авансцену. А наши терпение и внимание друг к другу, наши поступки, молитвы и осознания могут создать силу, чтобы вытолкать её на покой.
В чём, конечно, население себе не отказывает — это в юморе и «приколах». В духе: врываются два громилы в масках в банк, паника… «это ограбление!» — паника прекращается. «Не бойтесь, этот вирус сделан в Китае, долго он не простоит». Или новая пасхальная Агада, в оглавлении которой не одна «рахца» (омовение рук), а после каждого действия. Как написал мне Фрэдди Зорин, терапевтическим стихам которого посвящена вторая половина статьи: «Если люди не теряют чувства юмора, то это — добрый знак. Такой настрой, по мнению учёных, укрепляет иммунную систему, повышает сопротивляемость организма заболеваниям. Ещё древние целители подметили, что бодрые и весёлые люди реже болеют и быстрее поправляются, а вот уныние способно буквально убить даже того, кто физически вполне здоров… Бывает, что позитивный настрой оказывается сильнее любой вакцины. А сейчас — тем более, поскольку другой вакцины, кроме этой, у нас пока и нет».
Так что — берегитесь и от медицинских советов не отмахивайтесь, заповедь беречь своё и других здоровье — она прямо из Торы; ну а в рамках самосбережения всех паникёров треба немедленно расстреливать на месте стихом и шуткой!
Начну малехо своими, а затем передам слово метру.
«memento mori»