СУББОТНЯЯ СУЩНОСТЬ ПЕСАХА («Великая суббота»)

Каждая встреча субботы в силу того, что в нее началось избавление (были отобраны агнцы) является своеобразным «пасхальным седером».

Суббота, предшествующая Песаху, зовется «Великой Субботой». С чем связано это название?
В Торе мы читаем: «И сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей для вас начало месяцев, первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине Израиля так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство, по агнцу на дом. А если дом слишком малочислен для употребления агнца, то пусть возьмет он и сосед его, ближайший к дому его, по числу душ, по мере еды каждого расчислитесь на агнца. Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас, из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины Израиля в вечерние сумерки» (Шмот 12.1-6).
Как это выясняется в Гемаре (Шабат 87.б), «десятый день сего месяца» (нисана), о котором говорит Тора, пришлось в том году на субботу. Таким образом, «Великой Субботой» этот день зовется в честь того, что в эту субботу была выполнена первая связанная с Песахом заповедь, т.е. заповедь отбора агнцев, причем заповедь героическая.
Действительно, овны считались у египтян священными животными (Амон), покушение на их жизнь являлась вызовом, т.е. было первым актом освобождения: рабы на глазах у своих господ стали отбирать для забоя их священных животных.
Но если это так важно, так «велико», то почему бы не отмечать годовщину этого события так, как это делается во всех прочих случаях — в соответствующее число, «в десятый день сего месяца». Причем тут суббота?
Дело, по всей видимости, в том, что суббота по самой своей сути, по своему внутреннему смыслу связана с Песахом и заслуживает подобного выделения в связи с его годовщиной!
Во-первых, суббота имеет с Песахом сущностное родство. Как и суббота, Песах знаменует собой наступление покоя после периода тяжкого труда. Покинув Египет, сыны Израиля не просто освободились, они до самого вхождения в Эрец Кнаан не заботились о хлебе насущном. Сорокалетнее странствование являлось «субботним» периодом еврейской истории.
Во-вторых, заповедь субботнего покоя была дана сынам Израиля раньше других, еще до Синая, причем в Пасхальный День, т.е. в тот самый День, который через год назвался Песах Шейни, как сказано: «в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской…. сказал Господь Моше: вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день… И вот, в день шестой, когда подготовят то, что принесут, окажется вдвое против того, что собирают каждый день… Шесть дней собирайте его, а в седьмой день – суббота, не будет его» (16:1-5).
Наконец, в книге Ваикра (23:15) Песах именуется Субботой: «отсчитайте себе от субботы (В переводе Давида Йосифона: сказано «от второго дня празднования»), от дня приношения вами омера возношения, семь недель; полными да будут они; До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное приношение Господу» (23:15).
И наконец, традиция признает субботу… пасхальным днем! Действительно, суббота – это праздник воспоминания о сотворении мира, и все же в первую очередь она память именно об исходе.
В субботнем «киддуше» говорится: «Благословен Ты,… который освятил нас своими заповедями и благоволил к нам, и святую Субботу свою с любовью и благоволением дал нам в наследие, — в память («зикарон») о деле миротворения. Ибо день этот – первый среди нареченных святыми, память («зехер») об исходе из Египта. Ибо Ты избрал нас и освятил нас из всех народов и святую субботу Свою с любовью и благоволением дал нам в наследие».
То есть в «киддуше» говорится о полноценной памяти («зехер») относительно исхода из Египта, и лишь о «памятке» («зикарон») в отношении сотворения мира. Иными словами, в первую очередь суббота памятна тем, что она дарована евреям при исходе из Египта, т.е. является его годовщиной, или точнее «недельщиной».
Каждая суббота в силу того, что в связи с ней началось избавление (были отобраны агнцы), в силу того, что с ней оказалась связана первая заповедь, является своеобразным «пасхальным седером». Тем более так пристало отмечать ту Субботу, которая непосредственно Песаху предшествует, которая с ним смежна.
Однако, все выше сказанное оказывается под вопросом по одной несколько неожиданной причине.
Согласно еврейской традиции, построенной на внутреннем согласовании сообщаемых ТАНАХом дат и сроков, исход еврейского народа из Египта имел место в 2448 году от сотворения мира (1312 год до н.э.). Между тем, если мы заглянем в еврейский календарь — http://www.abaratz.com/DateConverter.html — , то обнаружим, что 10 нисана пришлось в том году вовсе не на субботу, а на в четверг!
Как выйти из этой трудности читайте в моей следующей статье – «Датировка исхода»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора