Вирус COVID-19 не шагает по планете, как коммунизм в советской «Песне о партии», а буквально топчет ее, и утром 30 марта от него скончались 34018 человек, включая 2510 в Соединенных Штатах.
Способа раз и навсегда избавиться от него пока не нашли, а основной мерой предохранения считают мытье рук и «социальное дистанцирование», где рекомендуя, а где приказывая гражданам не общаться друг с другом. Вмиг обезлюдившие улицы самых многолюдных городов повергли одних в меланхолию, других — в отчаяние и вызывают массовую панику, которую усердно поддерживают СМИ.
В понедельник первая страница таблоида The New York Post сообщила, что в нашем городе «за 24 часа каждые 14 минут умирает 1 человек», а респектабельной The New York Times — что «После мрачного прогноза Трамп продлевает ограничения».
Одним из инфицированных коронавирусом стал российский писатель Борис Акунин (Чхартишвили), совет которого я считаю для себя самым приемлемым. «Психоз и самовнушение — вот сейчас главная опасность, — написал 63-летний Акунин на своей странице сайта Facebook. — Будьте осторожны, ведите себя ответственно, но не паникуйте. В общем, дышите ровно. Время работает на нас. Общество и медицина быстро мобилизуются. Давайте рассматривать эту эпидемию как стимул для развития взаимовыручки и организованности. Мы все тут по одну линию фронта, а это нечасто бывает». От наших писателей такого пожелания не дождешься, и в сегодняшней Америке «социальное дистанцирование» не сблизило ее политическую разобщенность.
Казалось бы, пришла беда — отворяй ворота сплочению в борьбе с ней, и Конгресс невиданным единогласием принял закон о выделении 2,2 триллиона долларов на борьбу с последствиями коронавируса. 27 марта Трамп подписал этот закон, который сокращенно назвали CARE (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security), то есть «забота» о пострадавшей Америке, а в своем твиттере президент назвал его «крупнейшим пакетом экономической помощи в американской истории». Все так, но спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси вставила в этот пакет расходы, не имеющие к коронавирусу никакого отношения, а затем обвинила Трампа в нерешительности и некомпетентности.
В воскресенье Пелоси появилась в программе Джейка Таппера «State of the Union» (CNN) и заявила, что президент медлил с признанием масштабов коронавируса, а когда спохватился, было поздно. «Его промедление предоставить оборудование там, где оно было необходимо, смерти подобно, — сказала она.- А сейчас лучшее, что можно сделать, это не допускать новых потерь жизней, а не искать новое, так как мы просто не знаем». Нэнси Пелоси намекнула, что, когда все наладится, неплохо бы провести расследование действий администрации Трампа. «Не знаю, что говорили ему ученые, — сказала она Тапперу. — Когда этот президент узнал об этом, и что он знал? Что он знал, и когда он знал? Но это потом. А пока президент медлит, люди умирают. Нам просто нужно принимать все меры предосторожности».
На вопрос Таппера: «Вы говорите, что его недооценка в итоге стоила американцам жизней?» 80-летняя спикер, которая спит и видит очередной импичмент Трампа, не задумываясь ответила: «Да». В тот же день в программе Марии Бартиморо «Sunday Morning Futures» (Fox News) выступил сенатор-республиканец Линдси Грэм, который назвал слова Пелоси «самым постыдным и отвратительным заявлением любого политика в современной истории». Грэм, возглавляющий юридический комитет Сената, пояснил, что она «обвинила президента Соединенных Штатов в том, что люди умирают из-за того, как он управляет страной».
Стоит ли после этого удивляться тому, что заявил в то же воскресное утро ведущий программы «Встреча с прессой» (NBC) Чак Тодд, который 19 февраля был модератором двухчасовых дебатов шести претендентов Демократической партии на Белый дом. В прошлое воскресенье беседовал с лидером этой гонки, бывшим вице-президентом Джо Байденом. «Не думаете ли вы, что в связи с этой замедленной реакцией (Трампа) руки президента в крови? — спросил он. — Или это слишком резкая критика?» От такого вопроса 77-летний Байден, который как-никак провел в Сенате 35 лет, слегка опешил. «Думаю, что это слишком резко, — ответил он. — Ему нужно перестать думать вслух и начать думать вглубь. Он должен слушать экспертов-медиков. Он должен слушать своих экономистов».
Байден добавил, что к принятому, по инициативе Трампа, закону CARE о финансовой помощи семьям и бизнесам нужно отнестись с «лазерной точностью», повторив позицию демократов Конгресса, что этот закон, как и всё трамповское, льет воду на мельницу богатеев за счет простого народа. К этому уже привыкли, как и к обвинениям Трампа в расизме, сексизме, ксенофобии, плутократии и некомпетентности, но в «руках в крови», то есть чуть ли не в геноциде своего народа, его еще не обвиняли. Репортер вашингтонской газеты The Hill Джои Конча заметил, что ветеран нашей тележурналистики покойный Тим Рассерт, который вел программу «Встреча с прессой» 16 лет с 1992 до 2008 года, никогда не задал бы такого вопроса. Конча напомнил, что дебаты 19 февраля, которые вел Тодд, состоялись через две недели после того как Трамп перекрыл воздушное сообщение с Китаем из-за сообщений о коронавирусе. «Сколько вопросов об этом задал Тодд любому из претендентов? — спросил Джои Конча. — Ноль».
Пандемия коронавируса перекрыла в нашей стране все массовые мероприятия, от деревенских пивных и бродвейских шоу до гигантских спортивных игр и политических собраний. На предвыборной кампании это тоже отразилось, и несколько штатов, включая наш Нью-Йорк, отложили назначенные первичные выборы. Лидирующий у демократов Джо Байден недавно заявил, что не видит смысла в апрельских дебатах с единственным сколько-нибудь значимым соперником, сенатором-социалистом Берни Сандерсом, хотя тот заявил о готовности дебатировать и доказать, что революция лучше эволюции. Борьба демократов между собой притихла, но Джо Байден остается в ней птицей Феникс, возникшей из собственного политического пепла. На фоне ужасов коронавируса среди неугомонных теоретиков и практиков Демпартии ведутся разговоры, как Байдену одолеть Трампа, рейтинг которого поднялся. На прошлой неделе проведенный социологами Gallup опрос показал, что активность Трампа и его антивирусной команды одобряют 60% американцев, чего нашему президенту до сих пор и не снилось. По данным консервативного политико-новостного портала RealClearPolitics, работу Трмпа с начала его президентства впервые одобрили 49% американцев, а недоброжелателей впервые стало меньше 50%.
Тем временем демократы Конгресса занимаются рассуждениями, как спасти страну, и ставят на Байдена, который выражает это намерение не слишком доходчиво. Но, как доказало время, результаты опросов зависят от заданных вопросов. С 22 по 25 марта газета The Washington Post и телеканал ABC News опросили 845 зарегистрированных избирателей и доложили, что 49% из них за президента Байдена и 47% за президента Трампа. При допустимой погрешности в плюс-минус 3,5% это ничья, хотя респонденты отдали предпочтение Дональду Трампу по части борьбы с коронавирусом (47:43) и экономики (52:42). Программа здравоохранения Байдена привлекла 50% опрошенных, а программа Трампа только 42%, зато по части сторонников-однопартийцев дела нашего президента обстоят куда лучше, чем его ожидаемого соперника. 53% избирателей-республиканцев заявили опросчикам, что поддержат Трампа «с большим энтузиазмом», а у демократа Байдена таких нашлось только 24%. Впрочем, оно и понятно: у Трампа фактически нет соперника-республиканца, а у Байдена есть Сандерс, хотя, по данным того же опроса, он уступает бывшему вице-президенту со счетом 55:39.
Как написал политолог Джей Кост из вашингтонского American Enterprise Institute, нет худа без добра, и коронавирус дал Трампу предвыборные козыри его президентскими полномочиями, которых у Байдена нет. Но для успеха президенту нужно поднять страну из ожидаемого спада экономики, обновив свой старый призыв «вернуть Америке былое величие». А Байдену ничего такого не нужно, достаточно критиковать все благие намерения президента, при этом разделяя мнение Пелоси, но не опускаясь до уровня Тодда. Взять победу 3 ноября 2020 года чистыми руками у демократов не получится, даже мой они их по сто раз на дню.