Наступает один из самых веселых еврейских праздников – Пурим. В этот день принято праздновать, напиваться и радоваться. Чему же радуются евреи в Пурим?
На простом уровне – мы празднуем в Пурим спасение еврейского народа от физического уничтожения от рук злодея Амана и его приспешников. Но еврейские мудрецы нашли в этом дне новый и глубокий экзистенциальный смыслы. А великий еврейский философ и законоучитель Рава бар Йосеф, живший во времена составления Талмуда и оставивший свой громадный вклад в этом труде, взял праздник Пурим, не упомянутый по естественным причинам в Торе, поскольку его события произошли много позже её дарования, и поднял на уровень самой Торы, заявив, что евреи в Пурим повторно приняли Тору точно так же, как приняли ее в дни Моисея на горе Синай. Более того, ряд еврейских мудрецов, относящихся, правда, к более позднему периоду, убеждены, что в будущем мире именно Пурим, наряду с также не упомянутым в Торе праздником Ханука, станут самыми главными праздниками. Поскольку дарованные в Торе канонические праздники были ниспосланы Свыше, а Пурим и Ханука стали следствием активных действий самих евреев и относятся к их заслуге. Рукотворность этого праздника и особенную значимость человеческих заслуг в тех событиях косвенно подтверждает и тот факт, что в свитке «Мегилат Эстер», описывающем происходившее, нет вообще ни одного упоминания о Б-ге. Да и хронология пуримских событий иногда кажется стечением совершенно случайных обстоятельств.
Кто мог знать, что царь Ахашверош разлюбит царицу Вашти и выберет себе в жены еврейку Эстер? По чистой случайности и Мордехай, возглавлявший тогда еврейскую общину, спас жизнь царю и приобрел таким образом его благодарность и покровительство – просто повезло. И по странным стечениям обстоятельств злодей-министр Аман решил уничтожить еврейский народ именно в те дни, когда Эстер имела наибольшие возможности повлиять на позицию своего царственного супруга и смогла убедить его отказаться от планов уничтожения евреев. А то, что злодея Амана повесили на той самой виселице, которую он готовил для Мордехая, и говорить не стоит – просто забавная случайность.
Точно так же в повседневной суете нашей жизни мы не видим глубинных связей и общей картины, а все происходящее с нами считаем чередой случайных и не связанных между собой событий. При этом их случайность не мешает нам относить эти события к собственным заслугам – таковы игры человеческого разума. Точно так же мы не хотим понимать исходящие Свыше знаки и сигналы и не задумываемся о существовании Высшей логики, которой и подчинены все эти многочисленные случайности. Есть звуки, о которых мы вспоминаем, только когда перестаем их слышать. Мы не замечаем звуков работающего холодильника на кухне или двигателя в самолете, но если они перестанут работать – услышим в один миг. Психологи называют это явление значимым отсутствием. Возможно, именно поэтому упоминаний о Б-ге нет в «Свитке Эстер» – чтобы указать на Его присутствие.
Шейндл Кроль, Jewish.ru