Раскаяние и возвращение

Мы не раз говорили о том, что в еврейском понимании временные периоды: утро и вечер, день и ночь, недели и месяцы годового цикла — неоднородны не только в физическом отношении. Время, как и место, обладает своими духовными особенностями. Период, в котором мы сейчас находимся: десять дней между Рош Хашана и Йом Кипур, между Новым годом или Днем суда, как его еще называют, и Днем искупления — это время, благоприятное для тшувы, возвращения к Б-гу. Они называются Десятью днями раскаяния. В эти дни Б-г близок к каждому. Именно в эти дни надо следовать совету пророка Иешаяу (55:6): «Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко».

Представьте себе такую ситуацию. Человеку предстоит нелегкий суд. Друзья говорят ему: «Вот если бы тебе удалось попасть на прием к королю и изложить ему свое дело! Наш король умен, справедлив и могуществен. Он бы тебе помог…»

Случилось так, что именно в это время король, который нередко появлялся среди своих подданных инкогнито, остановился в гостинице этого города. Человек, о котором идет речь, бывал в гостинице, видел короля, но не узнал его переодетым. Легко вообразить разочарование этого человека, когда уже после отъезда короля он узнал, кто это был. Упустить такую возможность! Но что делать? Он не знал.

В отличие от этого человека, мы то знаем, что именно сейчас наш Царь близко.

Аналогия многое проясняет. Поэтому вдумаемся и в такую историю. Ревизия обнаружила в банке недостачу. Ревизор был другом директора банка: «Даю тебе десять дней. Внеси недостающие деньги, и я буду считать, что ничего не было».

Десять дней раскаяния — это время, когда мы можем поискать у себя такую «недостачу» и «покрыть» ее так, чтобы от нее и следа не осталось.

Что означает ивритское слово «тшува», которое мы переводим как «раскаяние»? Буквально оно означает «возвращение». Куда мы возвращаемся? В свое нормальное положение. А нормальное положение для человека — близость к Творцу.

Человек сбивается на свои пути, отклоняется от путей Г-спода, а потом возвращается на верный путь, возвращается к Б-гу. На иврите раскаяние и возвращение — тождественны.

Возможность тшувы — дар Всевышнего человеку. Удивительная возможность полного обновления существует только в духовном мире. Вообразите, что вы разбили прекрасный хрустальный кубок. Вы глубоко сожалеете об этом. Вы говорите: всем сердцем я раскаиваюсь в том, что сделал, и впредь беру на себя обязательство всегда быть очень осторожным. Превратятся ли осколки снова в кубок? А дурной поступок, в котором человек раскаивается, стирается из «истории» его души так, как будто его никогда не было.

Правда, процесс этот происходит по-разному, в зависимости от характера прегрешения. С чем можно это сравнить? С испачканной одеждой. Иногда, чтобы она стала чистой, ее достаточно отряхнуть рукой. Иногда для этого нужна платяная щетка, а иногда без химчистки не обойтись.

Очистить душу от грязи не всегда легко. Но, говорит рабейну Иона, тому, кто хочет очиститься, Б-г помогает, дает ему силы, превосходящие его естественные возможности. Основное здесь — внутреннее желание.

Все-таки что делать человеку, если он чувствует, что ему не хватает сил на какие-то серьезные изменения в себе и в своей жизни? Надо начать с малого. В работе над собой сделанный нами небольшой шаг переносит нас дальше той точки, которую мы наметили. Надо сделать что-то небольшое, но практическое, например, принять решение посещать урок Торы, пусть раз в неделю, но постоянно. Надо принять решение о каком-то пусть небольшом, но постоянном действии. А оно само продвинет нас дальше. Как говорят мудрецы, лучше небольшое, но стоящее прочно, чем большое, но неустойчивое и падающее.

Всевышним нам дарована редкостная, удивительная возможность обновления, не имеющая себе подобных в мире материальных явлений. Давайте же воспользуемся ею!

http://www.toldot.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Бенцион ЗИЛЬБЕР

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора