Сходящиеся параллели еврейского народа

История евреев принципиально отлична от историй иных народов. Её изложение в Торе — одновременно и нарратив, и установление религии. Что могли римляне извлечь из легенды об основавших их город братьях, которых вскормила волчица? Немногое. Тора же, рассказывая о прошлом, объясняет настоящее и предсказывает будущее.

По Каббале в дереве сфирот (в «палитре красок», которыми Всевышний «рисует мир», по метафоре Пинхаса Полонского — П.П.) среди десяти его ветвей семь нижних сфирот, «качества Сотворения мира» (П.П.), соответствуют семи основным персонажам создателей еврейского народа, праотцам. Каждый из них привнёс в мир отдельное качество: сфира Хесед (Милость) — Авраам; сфира Гвура (справедливость) — Ицхак, и т.д. Порядок и качества праотцев не случайны, в возведении народа и его религии они необходимы и достаточны.

У первого праотца — Авраама из многих его сыновей только Ицхак продолжил линию создания евреев. Разнообразие и противоречия в возникшем народе заложены в различии характеров и в соперничестве сыновей-близнецов Ицхака — Якова и Эйсава. Уже в период беременности Ривки, жены Ицхака, «толкались сыновья в утробе ее… И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему» (Бытие 25:22-23). Этот конфликт двух братьев, на отдельных отрезках нашей истории определяющий её, можно проследить сквозь века и до сего дня.

«Отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков — человеком кротким, живущим в шатрах» (25:27). Эйсав — активный, действующий — воин, по мидрашам — не брезгующий разбоем. Он не озабочен национальными проблемами и охотно продаёт своему брату за чечевичную похлёбку первородство — право стать основателем народа: «И Эйсав сказал: ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?» (25:32)

Однако Яков, как он предстаёт в начале рассказа — «человек кроткий, живущий в шатрах» — тоже не мог стать основателем народа. Он — корень душ учащихся иешив, ультраортодоксов, воспринимающих окружающий мир как помехи, отвлечения от полного погружения в мудрость Талмуда.

Чтобы стать основателем народа, Яков должен был овладеть инициативностью и решительностью брата, «эйсавностью» по выражению П.П. Этот процесс начался со знаменитой сцены похищения Яковом благословения, заготовленного его отцом для главы народа, которым, по представлению Ицхака, должен был стать Эйсав. А апофеозом стала борьба Якова с ангелом: «И сказал (ангел): не Яков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил» (32:29). Так среди двоих братьев появился третий персонаж — Израиль (Яков из Торы не исчез), благочестивый и активный, отец 12 сыновей, от которых произошёл еврейский народ — 12 колен Израилевых. Эйсав же отделился от брата и создал народ идумейский (от Эдома — прозвище Эйсава).

Но это — не конец истории братьев. Иосиф Флавий нам сообщает: «Гиркан I Йоханан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумейцев, позволил им оставаться в стране, но с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудейским. Идумейцы… приняли обряд обрезания и построили вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого же времени они совершенно стали иудеями». Произошло это в конце II века до н.э. — потомки Якова-Израиля и Эйсава объединились в один народ.

Евреи от корня Эйсава — активные, агрессивные, часто авантюристы, не сильно привязанные к своим братьям и к их религии — сказываются полторы тысячелетия разлучения. В них реализуется благословение Ицхака Эйсаву: «Мечом твоим ты будешь жить, и брату своему будешь служить; но когда вознегодуешь, то свергнешь иго его ты со своей шеи» (27:40).

Такое случилось уже в поколении никчемных внуков Гиркана I — власть в Иудее фактически прибрал к рукам Антипатр из обращённых идумейцев. А сын Антипатра стал уже официальным царём евреев — Иродом Великим. Этот потомок Эйсава проявился и как страшный злодей (среди его многочисленных жертв значатся даже жена и сын), и как выдающийся строитель.

В судьбоносный момент гражданской войны евреев осаждённого Иерусалима периода восстания против Рима 66 — 70 годов н.э. отряд идумейцев в 5000 человек поддержал экстремистов-зелотов и обеспечил им победу над «Партией мира» — можно полагать, идущей от корня Якова. Это предопределило невозможность компромисса с римлянами, поражение, катастрофу разрушения Храма и рассеяние. Лидера миролюбивых евреев рабби Йоханана бен Заккая удалось вынести из Иерусалима под видом умершего. Рабби воссоздал иудаизм и тем спас еврейский народ от растворения его среди язычников.

В последующие века из идумейских иудеев, видимо, происходили наёмные воины, которыми были известны евреи.

Заметны евреи от корня Эйсава в новые времена. Это интернационалист и антисемит Карл Маркс, а также его многочисленные последователи. Ими были террористы вроде создателя Боевой организации эсеров в России М. Гоца и её глав Г. Гершуни и Е. Азефа. Последний успешно организовывал теракты, а затем, сотрудничая с Охранкой, сдавал ей исполнителей. Тот же тип евреев-интернационалистов мы видим среди главарей большевиков: Л. Троцкий, Я. Свердлов, Г. Зиновьев, Л. Каменев, относительно респектабельных меньшевиков — Ю. Мартов, ярких революционеров-авантюристов вроде Я. Блюмкина, организатора убийства Троцкого суперагента Н. Эйтингона. Общая черта этих незаурядных личностей от корня Эйсава — отсутствие каких-либо национальных и религиозных привязанностей.

Таким был уже в наши дни генерал-танкист, дважды герой СССР Давид Драгунский, возглавивший в 60-е годы советский Антисионистский комитет. Когда, натерпевшись позора, вожди СССР пытались закрыть этот «комитет», им не удавалось преодолеть энтузиазм генерала, волочившего своего монстра даже в годы «перестройки».

От корня Эйсава происходит, можно предположить, большинство американских евреев с их интернационализмом, антисионистскими организациями вроде J-street, Демократической партией, реформистским «иудаизмом», более 80% смешанных браков и еврея-самоненавистника Берни Сандерса.

***

Евреи от корня Якова, «человека кроткого», пострадали, очевидно, сильнее других в трагедию Холокоста. В сегодняшнем Израиле они представлены общиной ультраортодоксов, зачастую индифферентных к судьбе Израиля, а некоторые и враждебных ему.

1102016022_univ_lsr_xlмммммммм

От ипостаси Израиля — Якова, овладевшего «эйсавностью» — происходят создатели государства, национально настроенные сионисты.

А знаки наследия Эйсава — успехи в материальном мире, равнодушие к национальным традициям, неприязнь к «корню Якова», интернационализм, характерны для светских евреев, склоняющихся политически влево. Так лидер «партии генералов» (Эйсав, напомню, был воином) Бени Ганц обещал, возглавив Израиль, изменить закон об Израиле как о национальном государстве евреев.

В сегодняшнем Израиле, уже полтора года находящемся в перманентной предвыборной борьбе, ясно различимы три политические силы, берущие исток в двух сыновьях праотца Ицхака. Эти силы, мы видим, проходят как три параллельные через всю 3,5-тысячелетнюю историю евреев. Но геометрия еврейского народа, смеем надеяться, не Эвклидова, а по Лобачевскому, и эти параллельные способны сходиться.

Такую оптимистичную перспективу схождения параллельных представил в своём докладе на семинаре в Хашмонаиме этой зимой профессор хайфского Техниона Михаил Цибулевский. Его доводы: «Религиозные евреи спасают Израиль демографически… у харедимной женщины около 8 детей… Мы можем стать мощной страной с населением в десятки или даже сотни миллионов. Вовлечение религиозных в экономику и оборону постепенно возрастает». Автор сообщает, что уже сейчас среди ультраортодоксов работают 53% мужчин и 77% женщин. В то же время «еврейский народ становится по-настоящему большим и свободно изучает Тору благодаря защите своего государства армией, созданной усилиями светских и религиозных сионистов». Такое сотрудничество евреев обещает их гармонию.

Другой раскол израильтян — между интернационалистами — левыми, и сионистами — правыми. Цибулевский констатирует: «Среди левых много добросердечных людей, желающих блага палестинскому народу» и предлагает им такое решение: «Дать им (палестинским арабам) просторную страну в четыре раза превышающую Израиль по площади. Все знают, что такая страна есть, и палестинцы уже составляют в ней 70–80 процентов населения. Королева этой страны — палестинка, и ее старший сын является наследным принцем». Речь, понятно, идёт об Иордании.

Но есть проблема: «Страна эта небогатая, большая часть — пустыня. Воды не хватает… (но) при современной технологии проблема вполне решаема. В пустыне прекрасные условия для солнечных и ветряных электростанций, энергию которых можно использовать для опреснения воды Средиземного моря со стороны Израиля. Имея избыток воды, можно превратить пустыню в цветущий сад».

Программа профессора Цибулевского предлагает достойную платформу для объединения трёх ветвей евреев в народ, живущий общей национальной идеей. В этом, можно предположить, заключена одна из задач нашей долгой противоречивой истории.

Новая книга Бориса Гулько: Двухтомник «Поиски смыслов».

136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$30 в США, 100 шекелей в Израиле.

E-mail для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же адресу (gmgulko@gmail.com) можно заказать и другие книги Бориса Гулько.

1р

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

2 thoughts on “Сходящиеся параллели еврейского народа

  1. «Программа профессора Цибулевского предлагает достойную платформу для объединения трёх ветвей евреев в народ, живущий общей национальной идеей. В этом, можно предположить, заключена одна из задач нашей долгой противоречивой истории». (Б. Гулько)

    Борис, для того, чтобы три ветви могли жить как единый народ необходимо, чтобы они поступились небольшой частью своих убеждений и свобод, чтобы создать нечто большее — единое государство, которое бы гарантировало каждому его члену свободу и защиту. Вопрос в том, способны ли «три ветви» это сделать? Пока рвы слишком глубоки.
    Второй вопрос напрашивается из истории. Когда евреи в 198 до.н.э. радостно поддержали Антиоха III в его борьбе против Птолемея V, они рассчитывали, что после взятия им Иерусалима наступит долгожданная свобода. Оданако когда его наследник Антиох IV приказал в качестве налога отобрать 1/3 зерна и половину овощей и фруктов и кроме того пытался искоренить иудаизм, это привело к восстанию. Тогда все «три ветви» — все слои общества, включая эллинизированных евреев, были едины единой борьбе и осозновали необходимость создания единого государства. Три фактора тогда коснсолидировали силы израилевы: Ненависть против греков, защита Рима и общая религия. Сейчас «новые греки» успешно «эллинизировали» практичесли всех евреев во всем мире; правда еще существует поддержка Рима (США), но религия не играет решающей роли в жизни общества.

  2. “Сходящиеся параллели еврейского народа” видимо имеют шансы слиться в единое, несмотря на разногласия и цементом нового общества может быть только иудаизм. Will & Ariel Durant высказали в их труде идею о том, что человечество неизбежно вернется к религии: «Борьба между религией и философией произошла на трех ступенях: Наступление на религию еще во времена до Сократа, усилия Аристотеля и Эпикура заменить религию философией и возвращение к религии скептиками и стоиками, движение, которое нашло высшее выражение в неоплатонизме и христианстве. Аналогичное движение происходило не один раз в истории человечества и происходит, вероятно, также сегодня. Талес соответствует Галилею, Демокрит — Хоббесу, Софисты — Энциклопедистам, Протагор — Вольтеру, Аристотель — Спенсеру, Эпикур — Анатолю Франсу; Пиррон — Паскалю, …Зенон — Шопенхауэру, Плотинос — Бергсону. Время грандиозных новых систем привело только к сомнениям в способности благоразумия человека понять окружающий мир и о способности человеческих возможностей и инстинктов организовать лучший порядок и идеальную цивилизацию». (Глава «Капитуляция философии» раздел IV «Возвращение к религии»).

Comments are closed.