Советских школьников учили говорить только правду. Кажется, что-то такое было в клятве при приёме в пионеры. Главный пионерский герой страны Павлик Морозов, выполняя её, даже донёс на отца. Советская педагогика из правдивости взращивала предательство.
Детский писатель Илья Зверев в рассказе «Второе апреля» изобразил конфузы, вызванные решением шестиклассников московской школы целый день говорить правду. Итог подвёл один из них: «На что она сдалась, такая правда, от которой всем хуже?»
Учебник жизни — Тора — повелевает евреям быть честными в бизнесе. «Да не будет у тебя в суме твоей двух гирь — большой и малой… Гиря полная и верная должна быть у тебя» (Второзаконие, 25:13-14).
Но, кроме законов, Тора также учит жизни нарративом. И тут мы находим примеры иные. Чтобы возглавить создававшийся народ, Яков, поощряемый своей матерью Ривкой, похищает у своего отца Ицхака благословение, заготовленное тем для брата-близнеца Якова — Эйсава. Сыновья Якова, чтобы избежать растворения среди жителей Шхема и увести от них свою сестру Дину, изнасилованную принцем Шхема и намеченную тем себе в жёны, «с хитрецой» поставили шхемцам условие объединения: «Если вы станете, как мы, и будет обрезан у вас каждый мужчина». Условие было принято. Но «на третий день (после обрезания), когда они страдали, два сына Якова — Шимон и Леви, братья Дины, — взяли каждый свой меч, безбоязненно вошли в город и перебили всех мужчин» (Бытие, 34:25‑29).
Невестка главы колена Иегуды Тамар после того как умерли два её мужа — сыновья Иегуды, а третьего сына, опасаясь за него, Иегуда не дал ей в мужья, сумела, прикинувшись проституткой, забеременеть от самого Иегуды. Родившийся в результате этого обмана Перец стал предком царя Давида, а в будущем от него произойдёт сам Машиах.
Наконец, когда в период египетского рабства решался вопрос рождения народа, во время «египетских казней», Моше получал инструкции обманывать фараона от самого Всевышнего. «На три дня пути мы уйдем в пустыню и принесем жертвы Господу, Б-гу нашему, как Он скажет нам» (Исход 8:23), лукавил Моше перед фараоном, зная, что евреи покинут Египет навсегда.
Эти примеры показывают, что интересы народа должны быть приоритетны относительно стерильной честности. Это подтверждает и опыт мировой политики.
Характерным был договор Молотова-Риббентропа (фактически Сталина-Гитлера) с его секретным протоколом, заключённый 23 августа 1939 года. Обе стороны рассматривали его как способ подготовиться к внезапной атаке на «партнёра». Гитлер опередил Сталина, и это едва не привело его к победе.
Был в те времена заключён и такой договор, когда одна из сторон обманывать не собиралась. Он получил название «Мюнхенского сговора», а простаки — главы Англии и Франции, заключившие его с Гитлером, воспринимаются виновниками всеевропейской трагедии. То есть искренность и доверие при заключении договора со злодеем могут быть равны глупости и предательству.
Аналогичным «Мюнхенскому сговору» было соглашение социалистов, возглавлявших Израиль, с бандой Арафата, подписанное 13 сентября 1993 года на лужайке перед Белым домом. Разница — в Мюнхене Чемберлен и Даладье предали чужую страну — Чехословакию, а от Ословского аккорда страдают граждане Израиля. Сюрприз — террористы оказались обманщиками! Жертвами прекраснодушия лидеров Израиля стали около 2 000 евреев, убитых «партнёрами по миру», как стали называть арафатовских головорезов израильские миротворцы, и более 10 000 покалеченных.
Эти соображения важны сейчас, когда администрация Трампа предложила Израилю «Сделку века», позволяющую значительно уменьшить зло, причинённое Израилю тем «Ословским процессом». Кэролайн Глик в статье для «Израиль Гайом» пересказывает разъяснения, данные ей одним из архитекторов «Сделки» американским послом в Израиле Давидом Фридманом. На все вопросы Глик, получит ли Израиль волнующие её ключевые территории, Фридман отвечал однообразно: «Да». Он пояснил: «По нашей карте Израиль обретёт суверенитет над примерно половиной «Зоны С». «А что насчёт второй половины? Без контроля над окружающими территориями общины Иудеи и Самарии будут находиться под постоянной угрозой. Их развитие будет удушаться ограничением в развитии критической инфраструктуры», — забеспокоилась Глик. «Зона С будет управляться, как она управляется сейчас. По плану Израиль сохранит постоянный военный контроль над Иудеей и Самарией — даже когда мирный процесс будет завершён».
Фридман продолжил: «У палестинцев есть 4 года, чтобы принять план Трампа. Для этого они должны признать Израиль как национальное государство евреев. Они должны принять израильский контроль над воздушным пространством и электромагнитным спектром территории. Они должны…». Список значим и длинен.
«Что будет, если они не согласятся на все эти условия?», — спросила журналистка? «В этом случае через 4 года Израиль сможет распространить свой закон на все территории, на которые пожелает — ответил посол.
В этот момент Глик, которая в ранге капитана IDF участвовала в «ослиных» переговорах и наблюдала, как «палестинские лидеры нарушили все обязательства, которые давали Израилю, в ту минуту, когда завершились сессии в Каире и Табе», почувствовала, что «сердце её трепещет, как хвост кролика». Слёзы непроизвольно брызнули из её глаз. «На какое-то время я потеряла дар речи», — вспоминает Глик, — «я почувствовала, что должна снять обувь: я присутствовала при чуде». Это, понятно, отсылка к словам Всевышнего, обращённым к Моше из несгорающего куста: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5-6). Однако не все израильтяне столь вдохновлены проектом «Сделки века», как Глик. Противники её делятся на две полярно противоположные группы. Около двух тысяч евреев провели в Тель-Авиве демонстрацию «против оккупации», требуя передать арабам их территории Иудеи и Самарии. Эти добросердечные люди совершают, однако, две исторические ошибки. Палестинские арабы не являются потомками древних филистимлян, по названию которых древний Рим когда-то переименовал Иудею в Палестину — Фалестайн — как произносят арабы. Филистимляне были народом греческого происхождения.Но если бы речь реально шла о потомках давно сгинувших филистимлян, то демонстранты по справедливости должны были уступить тем свои дома — филистимляне были людьми моря, и перебраться на исконно еврейские земли — в Иудею и Самарию.
Против «Плана Трампа» выступают и другие миротворцы. «Это ужас, а не мирный план. Он не только не поможет решить проблему, но может привести к необратимым последствиям» — переживает идеолог провального Ословского процесса Йоси Бейлин. «Это сатанинский, грандиозный и нелепый план, который преследует только две цели: вытащить Биби из тюрьмы и утвердить его место в истории как строителя Государства Израиль», — волнуется обозреватель «Маарив» Ран Эдлист, один из израильской элиты, для которых ненависть к Нетаниягу несравненно превышает заботу о благополучии Израиля. То же относится к американским ненавистникам Трампа. Джо Байден: «План Трампа — это политическая уловка, которая может привести к односторонним мерам по аннексии территорий и еще больше навредить перспективе мира».
«Сделку века» критикуют и правоориентированные израильские политики. Тревожится министр обороны Нафтали Беннет: «Прямо на наших глазах появляется явная и непосредственная опасность: создание палестинского государства». То же заботит и бывшего министра и сына Менахема Бегина Бенни: «Это дурацкая идея… арабский суверенитет в регионе нашей родины на западе от Иордана».
Более развёрнуто оппозицию «Сделке века» выразил «Раввинский конгресс за мир», объединяющий более 400 израильских раввинов. «Сделка века» была отвергнута ими на том основании, что, допуская возможность создания в Земле Израиля палестинского государства, она «стоит в прямом противоречии с галахой» (еврейским законом). Напомню, что в 1993 году главный сефардский раввин Израиля рав Овадия Йосеф поддержал Ословский договор, так как по галахе спасение жизней (а «договор» обещал это), важнее территории.
Чтобы разобраться, кто же прав: считающие «Сделку века» столь позитивным событием для евреев, что её можно сопоставить с провозглашением Израиля 14 мая 1948 года, или отвергающие её на том основании, что она может привести к созданию в Земле Израиля арабского государства, нужно спуститься с небес схоластических аргументов на почву здравого смысла. Глик назвала «Сделку» «зеркальным отражением соглашений Осло». Сделка в перевёрнутой перспективе повторяет то соглашение с Арафатом. Если тогда Израиль предоставил ООП территорию, деньги, оружие и дожидался, когда террористы проявят свою новую миролюбивую сущность, то теперь, наоборот, евреи забирают необходимые им территории и после этого ждут — не появится ли новая сущность у ООП?
Тема «создание арабского государства в Палестине» требует разъяснения. После вручения Лигой наций в 1921 году мандата Англии на Палестину с задачей установления в ней «еврейского национального очага» мировое еврейство имело шанс вернуть себе утерянные два тысячелетия назад земли. Если бы шесть миллионов европейских евреев, сгинувших в Катастрофе, устремились тогда в Палестину, половина их могла остаться в Западной Палестине, а другая — обживать Заиорданье. Но этого не произошло, и последнее захватили палестинские арабы. В 1946 году они провозгласили там арабское государство Трансиордания.
Создание из арабов Западной Палестины народа «палестинцы» стало в 60-е годы проектом руководства КГБ. Единственная национальная идея рукотворного народа «палестинцы» — разрушение еврейского государства. Более чем щедрые предложения, которые делали им Эхуд Барак и Эхуд Ольмерт в ранге премьер-министров Израиля «палестинцами» отвергались с негодованием, так как не оправдывали их существования как нации.
Поэтому разговоры о создании арабского государства в Западной Палестине напоминают мне планы по построению коммунизма в СССР. Положено было говорить о нём, но никто в него не верил.
По плану Трампа, арабы, чтобы получить через 4 года такое государство с ограниченными правами, должны отказаться от того, что их делает народом: не учить детей в школах ненависти к Израилю и евреям, не воспевать своих героев-террористов, не поощрять это омерзительное явление материально, не требовать «права на возвращение» в Израиль потомкам бежавших с его территории арабам и прочее. Понятно, этого не произойдёт.
Остаётся приманка в 50 млрд, которые по «Плану Трампа» должны выделить на создание инфраструктуры гипотетического государства Саудовская Аравия, ОАЭ и другие богачи. Если это произойдёт — много ли это?
Для развития территорий, находящихся под управлением ООП и ХАМАСа — много. Но для того, чтобы пустить на терроризм и разворовать — сущие пустяки. Со времени воцарения террористов Арафата в «арабской автономии» в 1993 году было растрачено «на сопротивление» и украдено куда больше. Чем эти 50 млрд хуже предыдущих?
Но честно ли принять «План Трампа», надеясь, что помянутое в нём «арабское государство» никогда не материализуется? Здесь совестливых израильтян должно успокоить соображение профессора-политолога Евгения Канторовича: «США признают не право Израиля аннексировать территории, а факт, что Израиль всегда имел законные права на эти земли». Другими словами, как пишет английская журналистка Мелани Тейлор, «план Трампа не принесёт мир; однако он восстановит правду и справедливость, которые являются необходимым пререквизитом для мира».
Реальной опасностью для реализации «Плана Трампа» являются, однако, не арабы, а еврейские лидеры Израиля. Окажутся ли они на уровне национальных задач, вставших перед страной? Не перевесят ли их мелкие карьерные соображения? Решится ли на масштабную аннексию в остающиеся до выборов 3 недели Биби? Не предпочтёт ли народ Израиля ему на предстоящих выборах его завистников? Ведь Бени Ганц — альтернатива Биби, обещал проводить аннексии «в координации с международным сообществом», то есть, предоставив недругам Израиля право вето.