— Дорогой рав Элиягу! Почему молитва Шма, Исраэль… так важна? Ведь, в конце концов, ее текст — небольшой отрывок из Торы. Почему же этот отрывок стал важнее других, вполне умных и мудрых фраз и отрывков? Я соблюдаю и шаббат, и кашрут. И молюсь трижды в день. И все это благодаря Вашему сайту, который я открыл для себя 10 лет тому назад.
Артем. Ашдод, Израиль
— Действительно, каждая фраза и даже каждое слово Торы очень важны. И все же не случайно Устная Тора (точнее, трактат Берахот и в Мишне, и в Талмуде) начинается с обсуждения темы, как и когда надо читать молитву Шма, Исраэль. И не случайно, конечно же, присутствующие произносят ее и в начале жизни человека (на процедуре обрезания; на иврите — брит мила), и в момент его ухода в иной мир. Не говоря уже о том, что по велению в Торе, ее читают ежедневно дважды, утром и вечером. И все-таки, что же в ней, в этой молитве, такого исключительно важного?
Последовательно рассматривая весь текст этой молитвы (начиная с фразы «Шма, Исраэль…» и далее — текст трех отрывков из Торы, которые всегда читают вместе с этой фразой), отмечу заложенные в нем идеи, которые, как нетрудно убедиться, составляют фундамент нашего мировоззрения и нашего образа жизни. Перечислю эти идеи по пунктам:
- Обращение к каждому еврею, без исключения.
- Указание на то, что нашими судьбами управляет Всевышний.
- Только Он, и никто более.
- Он — Один, и нет никакой духовной силы, кроме Него.
- Надо постоянно развивать и укреплять в себе чувство любви к Нему, что означает — следовать Его законам и уважать и почитать Учителей Торы, а также — книги Торы и комментарии к ним.
- Учить Тору каждый день — и в светлое, и в темное время суток.
- Направлять мысли и чувства на реализацию задач, которые Он перед нами поставил.
- Надо стремиться к тому, чтобы жилище еврея было домом, где изучают Тору.
- Благословение нашему народу приходит как результат соблюдения законов Торы и еврейского образа жизни.
- Если этого не происходит, благословение народу не дается.
- Нужно быть осторожным и внимательным, чтобы «не заразиться» чужими идеями, религиями и т.д. и т.п.
Надеюсь, понятно, что я перечислил здесь не все, о чем говорится в этой великой молитве. А то, что обозначил, сделал это без нюансов и подробностей. Но мне представляется, что даже самое сокращенное такое перечисление раскрывает исключительное значение молитвы Шма, Исраэль.
Отвечал рав Элиягу Эссас