Акива Бигман
Многие увидели в предложенной президентом Трампом «Сделке века», этакий новый вариант «Соглашений в Осло» — прежде всего из-за принципиального признания «Палестинского государства» — своего рода продолжение пресловутой «Женевской инициативы», только другими методами.
С моей точки зрения, это глубоко ошибочный подход, и вовсе не из-за тех или иных нюансов в карте границ, а потому, что на мой взгляд, план Трампа отличается от доктрины Осло в двух ключевых, фундаментальных аспектах.
Во-первых, план Трампа не рассматривает конфликт между Израилем и палестинскими арабами как основную причину региональных проблем, что даже особо упомянуто во вступительных параграфах документа.
Исторически, реальным, тяжёлым конфликтом, по-настоящему отягощающим Ближний Восток, являлось противостояние возрождённого Еврейского государства и арабских стран. Непосредственная же проблема арабов Страны Израиля — палестинских арабов — была лишь второстепенным вопросом. Фактически, роль ООП на протяжении многих лет сводилась к тому, чтобы быть своего рода инструментом давления на Еврейское государство, препятствующим сближению Израиля и арабских стран
Подписание мирных договоров с Египтом и Иорданией, наряду с крахом и последующим распадом советского блока — главного спонсора и вдохновителя противостояния, фактически положило конец основному конфликту. Проблема же палестинских арабов осталась в качестве этакого пережитка ушедшей эпохи.
В последние десять лет (годы правления Нетаниягу) мы стали свидетелями всё более откровенного и активного сближения Израиля с арабскими странами, в первую очередь с суннитскими государствами Персидского залива.
Настало время рассмотреть проблему палестинских арабов в соответствующем контексте: не в качестве катализатора и необходимого условия для региональной стабилизации, а, напротив, как естественный результат такой нормализации. Именно так, в отличие от «Соглашений Осло» или «Женевской инициативы» предлагает рассматривать ситуацию план Трампа.
Другой принципиальный момент касается подхода к разрешению главных вопросов противостояния. «Соглашения Осло» отодвигали решение всех этих основных проблем на неопределенное будущее, исходя из предположения, что само вовлечение в мирный процесс и участие в переговорах в итоге повлияют на смягчение радикальных позиций палестинских арабов.
Предположение это (как мы впоследствии были вынуждены убедиться совершенно наивное), состояло в том, что арабы обратились к терроризму из отчаяния, а потому, предложенная им политическая надежда, постепенно приведёт их к отказу от насилия и к формированию умеренного руководства, а в конечном итоге, убедит в целесообразности рационального решения всех основных проблем.
В отличие от этого подхода, доказавшего свою несостоятельность, программа Трампа основана на совершенно иных предположениях, а механизм её реализации полностью противоположен.
Все главные вопросы противостояния: Иерусалим, «беженцы», и их «возвращение», границы и все остальное — находится на столе переговоров с самого начала.
На этот раз палестинские арабы должны начать с демонстрации глубоких перемен в своих позициях, в качестве необходимой предпосылки для какого бы то ни было дальнейшего прогресса. Речь идёт об отказе от террора, прекращении подстрекательства, признании Израиля и ещё многом другом.
Как в своё время сказал премьер-министр Нетаниягу:
«Дадут — получат, не дадут — не получат».
Иными словами, программа Трампа, исходя из по-настоящему глубокого понимания сути проблемы, основана на куда более консервативном и реалистичном представлении сути человеческой природы и природе конфликтов как таковых.
Этот план, возможно, не принесёт немедленного мира, в первую очередь из-за неизменного, последовательного отказа палестинских арабов на какой бы то ни было компромисс или уступку с их стороны.
Вместе с тем, в качестве основы для продолжения попыток разрешить конфликт — он предлагает куда более здоровый и разумный подход.
И, наконец, несколько слов о распространении израильского законодательства на еврейские поселения и другие части Иудеи и Самарии (то, что называют «аннексией»).
Не разделяя бурного волнения по этому поводу, я полагаю, что вопрос распространения израильского законодательства на части Иудеи и Самарии, если и имеет значение в данном случае, то, отнюдь, не первостепенное.
Посудите сами — в плане заложена возможная передача Израилем территорий суверенного Израиля (в обмен на Иорданскую долину и поселенческие анклавы), в числе которых упоминаются, так называемые, «Пески Халуцы» — безлюдный район, примыкающий к сектору Газы с юго-востока и «Треугольник» — область плотного арабского заселения, примыкающая к Галилее с юга.
При этом, то, что определяет невозможность отступления Израиля из поселенческих анклавов и Иорданской долины и, одновременно, позволяет передачу, тех же «Песков Халуцы», это, вовсе не правовой статус этих областей, а их геополитическое положение и значение для Еврейского государства.
Иными словами «План Трампа» хорош для Израиля именно в политическом контексте, поскольку признаёт потребности нашей страны в сфере безопасности.
Само же распространение израильских законов на те или иные области Страны Израиля (то есть их «аннексия»), вряд ли имеет в этом контексте решающее значение.
Источник на иврите — Исраэль ха-йом
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Февраль 2020
Но создавать внутри Израиля «палестинское государство»! Адриан, (ну тот римский император, который переименовал Иудею в «Палестину»), на том свете ухахатывается…
Не могу понять принципиального отличия: 1) вот «НАИВНАЯ» установка Осло — арабы обратились к терроризму из отчаяния, а потому, предложенная им политическая надежда, постепенно приведёт их к отказу от насилия и к формированию умеренного руководства, а в конечном итоге, убедит в целесообразности рационального решения всех основных проблем. ТАКОВА ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ эта «наивная» установка? Это большой вопрос, ибо само Соглашение было настоящим предательством еврейского народа и его земли и добровольной и циничной передачей Правительством своего народа бандитам Арафата под видом «жертв мира» 2) вот новая установка, «в отличие от подхода Осло, доказавшего свою несостоятельность, программа Трампа основана на совершенно иных предположениях, а механизм её реализации полностью противоположен… На этот раз палестинские арабы должны начать с демонстрации глубоких перемен в своих позициях, в качестве необходимой предпосылки для какого бы то ни было дальнейшего прогресса. Речь идёт об отказе от террора, прекращении подстрекательства, признании Израиля и ещё многом другом. Как в своё время сказал премьер-министр Нетаниягу: «Дадут — получат, не дадут — не получат». ГОСПОДА! На чем строится предположение об отказе т.н. палестинцев от террора?! Нам не хватило 25 лет для того, чтобы понять мотивацию их поступков и чудовищные результаты Ослиных соглашений?! Я уверена, что БЕЗ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СУТИ СОВЕРШЕННОГО в ОСЛО ПРЕДАТЕЛЬСТВА, мы никогда не выйдем из заколдованного круга. И — по этой причине — не сможем назвать тот единственный и справедлиый выход, который — ЕДИНСТВЕННО — помог бы избежать продолжения кровавых столкновений и, тем более, всяких посулов в виде 70 процентов территории Иудеи и Самарии. Это цивилизованный и гуманный трансфер арабов, не принимающих государство Израиля, — то есть его открытых врагов, — на их родные земли. Это план рава Кахане זצ»ל, Рэхавама Зэеви (Ганди)זצ»ל, это программа партии Зэут, Оцма Йегудит — прошлых каденций.
и — гробовое молчание о Храмовой горе, на которой по сделке Трампа сохранится ныне существующий исламский «статус-кво», о котором нет никакого израильского закона. И при такой установке Трампа — «Храмовая гора якобы остается на территории государства Израиль»?! Интересно, чем они там думают?