Михаил Веллер — мыслитель поколения, выросшего в СССР, воспитанного в понятиях его идеологии, но на отвержении её. Характерно название последней книги Велера: «Еретик».
У писателя это человек, который не верит ни в Б-га, ни в левую идеологию, желающую Его заменить. Веллер умело орудует категориями марксистской диалектики, при этом с почтением цитирует антимарксистов — философа Карла Поппера и экономиста фон Хайека. Можно полагать, что Еретик — это не только автор, но типичный еврейский интеллигент, выросший в СССР, отвергший советский марксизм, кроме его атеистической части, и поэтому желающий идеологии, состоящей в американских понятиях из коктейля политических взглядов правых евангелистских христиан и атеизма левых.
Веллер не верит в жизнеспособность либерализма и предсказывает скорую гибель Европы с её нынешними ценностями: отказом от традиционной сексуальной морали, ведущей к исчезновению семьи и к демографическому угасанию; отмиранием понятия национального государства и согласием на замену коренного населения (себя) мусульманскими переселенцами.
Впрочем, основная тема книги — евреи. Разъяснить исторический феномен еврейского народа — чрезвычайно смелый замысел. Веллер уверен в своих силах. Он довольно адекватно излагает древнюю историю евреев, сбиваясь только, когда речь заходит о религии. Например, Веллер сообщает: «Евреи читали ТаНаХ, Мишну и Талмуд», хотя Мишна — это и есть Талмуд (вместе с комментарием на неё — Гемарой). Пушкин, столкнувшись с таким, сокрушился бы: «не мог он Мишну от Гемары, как мы ни бились, отличить» (как сокрушился с не отличавшим «ямба от хорея» Онегиным). Позиция Веллера — «не верующего иудея или христианина, но атеиста-аналитика» объясняет такие промашки.
Итак, преодолев древнюю историю евреев, Веллер встал перед феноменом народа, более трёх с половиной тысячелетий духовно доминирующего в мире. Человек образованный, Веллер поминает, что жизни этноса — тысяча, максимум полторы тысячи лет. Почему у евреев не так?
Веллер придумал теорию «энергоэволюционизма» и им объясняет феномен евреев. Он пишет о нашей «повышенной социальной энергетике, позволяющей обеспечить единство вопреки сильному внешнему давлению и внешнему стремлению к раздроблению и ассимиляции… социальная энергетика есть производная от суммы энергетик личных».
Энергетика — вещь материальная, атеисту понятная. Хотя кто видел её? Что она означает относительно народа и его истории? Не прячется ли тут мистика, а то и религия?
Верующий православный Лев Гумилёв ввёл подобное понятие — «Пассионарность». Вдруг гунны где-то у себя в Китае вооружились пассионарностью и отправились разрушать Рим. Или монголы, пройдя сквозь Русь как нож сквозь масло, завоевали и зачем-то разрушили Вавилон. А ещё был Тамерлан, убивший больше всех людей и создавший самую большую в истории империю. Вот уж где было море энергии.
Евреи ничего подобного не совершали. Отбили Иерусалим, свою вечную столицу. Да и то никто, кроме Трампа, столицей Израиля его не признаёт. Наши древние соседи ассирийцы, вавилоняне, египтяне были побойчее нас. А существовал ещё мистический народ халдеи. У тех была тоже недюжинная энергетика. У всех у них она растаяла, а из нас по-прежнему бьёт ключом. Почему?
Чтобы объяснить феномен евреев нашей особой энергетикой, нужно определить её источник. Но тут неизбежно сталкиваешься с мистикой, на которую атеизм Веллера не рассчитан.
Впрочем, иудаизм Веллер уважает: «Евреи единого Б-га придумали, изобрели; и плодотворность этой гениальной идеи невозможно переоценить». Мол, хотя это и неправда, но ловко придумано. Но неправда, даже ловко придуманная, со временем снашивается. А «единый Б-г» — нет.
Для анализа остаётся ещё непонятная политическая левизна большинства современных евреев. Веллер в своей системе координат объяснить её природу не может и приходит к безотрадному диагнозу: «Евреи как равноправный народ страдают социальной шизофренией». Он перечисляет создателей левых идеологий в Европе: Мозес Гесс, Карл Маркс, Лассаль, Бернштейн. В России — из пяти соучредителей группы «Освобождение труда» — двое евреев: Аксельрод и Дейч. После этих возник БУНД. Веллер поминает: «Еврей Парвус — серый кардинал русской революции» (я сильно сомневаюсь в этом, идущем от Солженицына предположении); меньшевиков возглавлял Мартов, большевиков, вместе с Лениным, по Нюрнбергским законам нацистов — евреем, Троцкий. А рядом с ними ещё Свердлов, Зиновьев, Каменев.
Возвращаясь к нашим дням, в главе «Евреи как авангард самоуничтожения цивилизации», Веллер называет творца современного либерализма — Франкфуртскую школу социологии, почти сплошь еврейскую. А если мы обратимся к современной Америке, то и без Веллера легко припомним евреев, находившихся в этом самом авангарде — врага Израиля Берни Сандерса, обещающего в случае избрания его президентом США (не исключённый сценарий) перенаправить военную помощь, оказываемую Израилю, на нужды палестинских арабов; спонсора левых и антиизраильских организаций Сороса; сами эти организации, большой частью еврейские; «еврейскую» «Нью-Йорк Таймс», враждебную Израилю, как и значительная часть левой американской прессы, в которой тоже обильно представлены евреи; существующую в большой степени на еврейские пожертвования враждебную Израилю Демократическую партию. А ещё в ряд левых политических организаций встал атеистический клуб с обманным названием «реформистский иудаизм», выступивший против признания Иерусалима столицей Израиля, а еврейские поселения Иудеи и Шомрона — его частью.
Недавно президент Трамп издал указ о борьбе с антисемитизмом. Либеральные евреи возмутились. «Нью-Йорк Таймс» пояснила это: указ «будет эффективно толковать иудаизм как расу или национальность, а не просто религию», а значит, даст основание заподозрить евреев, что те — евреи. А ещё указ «может быть использован для подавления свободы слова и законного противодействия политике Израиля в отношении палестинцев во имя борьбы с антисемитизмом», то есть создаст помехи антисемитам — ненавистникам Израиля.
Веллер в рамках своих взглядов объяснить такую «социальную шизофрению» евреев оказывается не способен. Он отнюдь не еврей-самоненавистник. Скорее наоборот. Не страдая политической корректностью, Веллер с удовольствием приводит среднюю статистику IQ, рисующую высокий интеллект евреев-ашкеназов: «аборигены Австралии — IQ 60 пунктов, африканцы — 70, афроамериканцы — 85, белые — 100, китай-япония-корея — 104, ашкеназы — 113». Но если дело не в интеллекте, то в чём?
Объяснить трудности Веллера в понимании патологической левизны евреев взялся израильский писатель Алекс Тарн: Веллер «называет евреями только и исключительно тех, кем является он сам, — то есть ассимилированных выходцев (очень точное слово) из еврейства, которые сами себя евреями не считают. И при этом абсолютно игнорирует две другие большущие группы: группу приверженцев Традиции и группу приверженцев сионизма».
Объяснение это не совсем точно. Кто она — вторая группа, названная Тарном — сионисты, не уважающие Традицию (уважающие — первая группа), и чем их взгляды отличны от взглядов Веллера? Сам Еретик в 1996-97 годах жил в Израиле, и сложись что-то по-иному, мог бы и сегодня там жить. К евреям-националистам, судя по упоминанию в книге традиционного набора: еврейских нобелевских лауреатов, создателей атомной бомбы тем и этим — Веллер принадлежит.
Да и первую группу можно бы назвать поточнее: верящие в Б-га (следование Традиции без веры взгляды не определяет).
Вера предполагает принятие евреем этики Торы: сексуальной, семейной, в политике, бизнесе, помощи бедным, чужестранцам. Эта этика неоднозначна, для понимания требует религиозного образования и допускает разные ответы на трудные вопросы. Скажем, Тора учит: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 22:21). Но она же повелевает евреям, вернувшимся в Землю Израиля: «Если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут терниями для глаз ваших и иглами для оков ваших и будут теснить вас» (Числа 33:55). Когда евреи уговаривали эмигрировавших арабов не покидать вновь образованный Израиль, как описала Голда Меир в своих мемуарах, или выбрасывали десант в конце Шестидневной войны, чтобы вернуть назад арабов, в ужасе покинувших свои жилища в отвоёванных евреями Иудее и Шомроне, они следовали первой максиме. Но получили тернии для своих глаз и иглы для боков — из второй. Аналогичным может быть сегодня исход борьбы либеральных евреев Америки за свободу эмиграции в США мусульман. Мы знаем это из печальных буден французских евреев. Уже сейчас — больше половины «преступлений на почве ненависти» сыплются в Америке на головы евреев — 2% её населения.
Веллер приводит статистику: левых среди евреев Америки — примерно 80%. Это близко к числу неортодоксальных евреев страны. Ортодоксы — около 10%, в большинстве примыкают к консерваторам. Религия по дизайну консервативна. Тогда получается, что «социальная шизофрения», о которой пишет Веллер, связана с атеизмом. Если не этика иудаизма, то человеку остаются ценности его «прогрессивного» антипода.
Но для статистики ещё остаются выходцы из СССР — как Веллер, «не верующие иудеи или христиане, но атеисты-аналитики». Эти люди с их советским опытом и идиосинкразией к социализму расположены в основном среди 20% правых евреев. Книга «Еретик» в целом отражает их взгляды.
Увы, в Америке эта общность тает. Если сам такой «еретик» ещё может быть женат на еврейке, то его ребёнок, по статистике с вероятностью более 80%, создаст семью с кем-то иным. А пройдя сквозь американский колледж, усвоит левые взгляды и вольётся в 80% «прогрессивных». Никаких позитивных идей родители ему предложить не могут, поскольку не имеют. Советский опыт для их детей нерелевантен. То есть потомки экс-советских «выходцев из еврейства» расположатся там, где их поместил в своём анализе Веллер, «в авангарде самоуничтожения цивилизации». Вот и разрешение загадки, над которой бьётся Веллер.
Новая книга Бориса Гулько: Двухтомник «Поиски смыслов».
136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле.
E-mail для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же адресу (gmgulko@gmail.com) можно заказать и другие книги Бориса Гулько.