NRG-Maariv опубликовал сенсационный материал о том, как Израиль создавал инфраструктуру для иранских ядерных реакторов. Свыше 30 лет тому назад Моти Блох возглавлял израильскую бригаду, готовившую инфраструктуру, на которой Иран потом построил свои ядерные реакторы, и продемонстрировал редкие фотографии объектов, которые сейчас наводят страх на весь мир. http://www.nrg.co.il/online/1/ART1/628/073.html
Моти Блох указывает на одну из старых фотографий и говорит: «Это типичный реактор на начальных стадиях строительства». Он переходит к следующей фотографии: «Это радарные установки в Бушере, а это купол и антенны». Фотографии выглядят вполне невинно, но они являются редкостным свидетельством взаимоотношений между Ираном и Израилем в 70-е годы, когда израильские специалисты строили для Ирана базовую систему сдерживания. Сейчас, в свои 73 года, Блох показывает объекты, построенные в Бушере. Трудно поверить, что ядерный реактор в Бушере, который сейчас пугает весь мир, закладывался руками Израиля.
Почти 40 лет Блох хранил эти фотографии и никому не показывал, даже членам своей семьи. Иногда он писал в стол подробности этой истории и взаимоотношений между Ираном и Израилем. Но огласки эти рассказы не получили, равно как и миссия, которую выполнял Израиль в Иране в 70-е годы (до свержения, при помощи Америки, шаха Реза Пахлеви и демократических выборов возвращенного из изгнания аятоллы Хумейни). Израиль предпочитает хранить это в тайне.
Эскалация напряженности в связи с иранской ядерной угрозой заставила Блоха заговорить. Когда он услышал сообщения про Бушер и Исфагань, он сразу опознал построенную его руками инфраструктуру. Далее он вспомнил о штабе и группе инженеров и техников, которых привез с собой в Тегеран. Сообщение о том, что над инфраструктурой, построенной «израильским специалистом», возведены ядерные реакторы, его не удивляет. Он всегда подозревал, что Иран отводил этим объектам другое назначение.
Когда его миссия близилась к концу, буквально за несколько лет до исламской революции, которая опустила железный занавес между Ираном и Израилем, на объект прибыли немецкие специалисты. Он постарался скрыть от них истинное назначение объектов, а в Израиле, несмотря на то, что в Иране находился представитель «Мосада», просто «заснули на посту».
В 1968 году 33-летний инженер Блох получил приглашение от частных лиц на работу в Персию, на строительство радарных установок, где подрядчиком выступала крупная американская фирма «Юз». Когда он согласился, на работе ему устроили трогательные проводы. Блох подписал контракт на два года. Он работал на предприятии оборонной промышленности по производству радарных установок и средств связи.
На вопрос, кто его направляет, ему ответили: «Тебе будет достаточно, если мы скажем, что это поручение Биньямина?». Биньямин Блумберг был особенно близок к израильскому разведсообществу и ядерщикам. Он был главным офицером безопасности системы обороны, и тогдашний министр обороны, Шимон Перес, назначил его, генерального директора своего министерства, ответственным за охрану строительства НИИ атомщиков. Блумберг вызывал восхищение даже у тех, кто не знал его лично.
«Блумберг было святым именем, — вспоминает Блох. – Я никогда в жизни не встречался с Биньямином, но он был последним словом в оборонных вопросах». Таким образом, Блох понял, что отправляется в Иран не просто на работу, а по поручению оборонного ведомства и разведки.
Вначале Блох прибыл один, а затем к нему присоединилась группа из 15 израильских специалистов, а затем им было придано еще 750 иранских специалистов. «Нашей главной работой было создание системы раннего предупреждения и противовоздушной обороны над всей территории Персии», — объяснил Блох. В 14 различных точках он создал системы связи, включая два купола радаров, четыре тропосферные антенны, одну вышку связи и несколько огромных тарелок.
«Там работало много фирм по различным каналам, но израильтяне доминировали, например, такие фирмы как «Кур-Азия» и «Солель боне». Бригадный генерал запаса Яаков Нимроди был одним из тех, кто поддерживал каналы связи между Израилем и Ираном. Но мы были в стороне, нас никто не знал, никто не знал, что мы строим военный объект».
Когда израильтяне увидели, что оборонное сотрудничество развивается, они начали продавать Ирану патенты израильской оборонной промышленности. «Перед завершением проекта в Тегеран прибыл заместитель генерального директора авиационной промышленности Эльханан Ишай в сопровождении Пини Дагана. Они сказали мне, что у них есть товар, который они хотели бы продать, электронный забор. Убеди их, — просили они, — иначе мы в тупике. Я попросил и получил заказ на строительство 50 км забора с опцией на сотни километров. На острове Киш мы построили первые заборы. ВВС и ВМФ просили, чтобы мы взяли нефтяную скважину и построили вокруг нее забор».
Затем в дело вступила авиационная промышленность. А потом, в 1974 году Иран подписал договор с немецкой фирмой на строительство двух атомных реакторов. Блох уже понял, в чем дело, когда строил инфраструктуру. В то время враги шаха были нашими врагами. Среди врагов были Сирия и Ирак, и с Египтом тоже были проблемы.
«Это была единственная мусульманская страна, признававшая нас. У Израиля не было денег на разработку каких-то технологий дома, а у Персии были огромные капиталы, и они скупали оборудование, которое лежало у нас в аэропорту. Совместные предприятия дали толчок для развития технологий у нас в стране». Отношения достигли пика, когда иранский генерал приехал в Израиль и встретился с тогдашним министром обороны Эзером Вейцманом. Он наблюдал за запуском израильской ракеты, а потом заключил сделку, согласно которой Израиль поставлял в Иран ракеты класса «земля-земля». Сделка эта сорвалась так как через несколько месяцев в Иране произошла исламская революция, но до 1979 года в Израиле сохранялся оптимизм относительно взаимоотношений с Ираном.
Правительства Израиля еще с 1973 года получали сообщения о том, что творится в Иране, что там строится два атомных реактора, но закрывали на это глаза. «Тот, кто не знал, просто спал. Заснул на посту». «А о чем я должен был предупреждать? Я что был там единственным израильтянином? Все знали». Израиль не только помогал строительству иранской оборонной промышленности, он помогал Ирану израильскими технологическими наработками.
http://www.sedmoycanal.com/
Опубликовал: