Королевство еврейских зеркал

Евреи не хотели «брексита», но победы лейбористов во главе с антисемитом Джереми Корбином они не хотели еще больше. На выборах в Британии победили консерваторы — и в этом обвинили евреев.

На досрочных парламентских выборах в Великобритании, состоявшихся на прошлой неделе, победили консерваторы во главе с действующим премьер-министром Борисом Джонсоном. Они получили в Палате общин 368 мест из 650, тогда как лейбористы во главе с Джереми Корбином — всего 191 место. Вместо «парламента раскола», который мусолил тему «брексита» на протяжении последних трех лет, страна получила фактически монопартийный парламент, а, следовательно — и кабинет министров, целиком нацеленный на реализацию ключевого лозунга Джонсона Get Brexit done!, то есть «Совершим “брексит”!». Великобритания выйдет из Евросоюза до конца января.

Британский политик баронесса Дженни Тонг уже обвинила еврейскую общину в полной ответственности за победу тори. По ее мнению, партия Корбина потерпела такое разгромное поражение только из-за лжи, которую «произраильское лобби» обрушило на лидеров лейбористов. Баронессу заставляют извиниться за эти обвинения: хоть еврейская община в Великобритании довольно крупная — седьмая по величине в мире, евреи там составляют всего полпроцента от общей численности населения, и решающего значения на выборах их голоса иметь не могли. Но результат выборов действительно оказался ровно таким, за который сражалась еврейская община.

Я разговариваю с хозяином одной из кошерных пекарен на Финчли-роуд в Лондоне. Накануне выборов в одной из таких пекарен продавал пончики сам Борис Джонсон — рассказывал, насколько строго он следит за искоренением антисемитизма в английском обществе. «Голосовать буду за кого угодно, но только не за Корбина, — говорит мне хозяин пекарни. — Почему? Да вы видели, с кем он фотографируется?!»

Мой собеседник имеет в виду опубликованную годом ранее фотографию Корбина с лидером Народного фронта освобождения Палестины. Фотография была сделана в 2014 году — Корбин возлагал венок на могилу террористов «Черного сентября», принимавших участие в убийстве 11 израильтян на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. «Знаете, как говорят, «скажи мне, кто твой друг… », — негодует хозяин булочной на Финчли-роуд накануне выборов.

Формулу ABC — Anyone But Corbyn, или «Кто угодно, только не Корбин» — выдал еврейской общине бывший председатель британского движения реформистского иудаизма Джонатан Ромейн. Он разослал письма прихожанам своей синагоги, призывая их голосовать против Корбина. Поскольку если тому удастся въехать в резиденцию на Даунинг-стрит, «евреям может стать в стране очень некомфортно — из-за его личного антисемитизма». Обвинял Корбина в антисемитизме и главный раввин Великобритании Эфраим Мирвис, после чего, правда, тактично добавлял, что диктовать, за кого голосовать евреям, не имеет права: «Каждый должен голосовать по совести».

Поводов для обвинений Корбина в антисемитизме было гораздо больше, чем одна фотография. Осенью 2012 года он поддержал американского художника-граффитиста Mear One — Калена Окермана, которому было предписано уничтожить нарисованный им мурал на стене дома в Восточном Лондоне. Мурал изображал картель еврейских финансистов, играющих в монополию на согбенных спинах трудового народа. Фоном для этой сцены служил масонский символ «Всевидящее око». Многие нашли, что мурал очень схож с антисемитской пропагандой в нацистской Германии. А вот Корбин в Facebook удивился требованию уничтожить картину и поддержал художника словами, что тот «в хорошей компании», поскольку когда-то Нельсон Рокфеллер потребовал уничтожить картину Диего Ривера «Человек на распутье», поскольку там был изображен Ленин.

По своим взглядам Корбин намного радикальней большинства членов возглавляемой им партии — он социалист, сторонник национализации, ХАМАС и «Хизбаллу» действительно описывает как «друзей», готов общаться с террористами и отрицателями Холокоста. В этом году расположенный в Лос-Анджелесе Центр Симона Визенталя — неправительственная организация, направленная на защиту прав евреев — назвал Корбина «главным антисемитом 2019 года». «Никто не сделал больше для включения антисемитизма в политическую и социальную жизнь демократии, чем Лейбористская партия, возглавляемая Джереми Корбином», — говорил глава центра раввин Марвин Хир.

Но проблема не только в нем, а в Лейбористской партии в целом — популярные в ней антиизраильские настроения в каких-то случаях за антисемитизм воспринимаются, но в каких-то явно им и являются. Вообще традиционно, начиная с первой половины XX века, еврейская община была сЛейбористской партией очень близка. Лейбористы, защищая изгоев и угнетенных, сделали для евреев немало — еще в августе 1917 года, например, в качестве необходимого итога Первой мировой они назвали в том числе создание еврейского государства в Палестине.

Однако после создания Израиля все стало гораздо сложнее: в качестве угнетенных лейбористы теперь все чаще поддерживали палестинцев, и уже в 1980-х еврейская община впервые массово голосовала за консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер. С тех пор чуть потеплее отношения еврейской общины и лейбористов были только во времена правления Тони Блэра — своим произраильским настроениям он не изменял ни будучи главой Лейбористской партии, ни позднее на посту премьер-министра. Было логично ожидать, что все будет хорошо и при следующем главе лейбористов, этническом еврее Эди Милибэнде, но он неожиданно стал критиковать Израиль жестче всех своих предшественников. Когда летом 2014 года израильские войска начали операцию «Несокрушимая скала» в секторе Газы, лидер лейбористов назвал действия Израиля «ошибочными и не имеющими оправдания».

Джереми Корбин возглавил Лейбористскую партию в 2015-м уже с активной пропалестинской позицией. Он призывал к введению эмбарго на поставки оружия Израилю, а также открыто поддерживал противников Израиля и в Палестине, и в рядах своей партии. Недовольство Корбином со стороны еврейской диаспоры было столь обширным, что на этих парламентских выборах консерваторы одержали победу во всех округах компактного проживания евреев.

Впрочем, газета Haaretz накануне выборов оценивала положение британских евреев как «ловушку между правыми расистскими националистами, антисемитизмом Корбина и двухпартийными теоретиками заговора». На самом деле Джонсон с его «брекситом» для еврейской диаспоры и впрямь не сильно ближе, чем Корбин с его венками на могилах террористов. После референдума 2016 года лондонская газета Jewish Chronicle выяснила, что большинство евреев, проживающих в Большом Лондоне, голосовали против «брексита». Евросоюз с его открытыми границами, транснациональными институтами и защитой меньшинств долгие годы обеспечивал евреям безопасность и был гарантом толерантности общества. Национализм же правых партий, тянущих Британию к независимости, может стать угрозой. Не так давно специальный комитет Палаты общин провел расследование по вопросам антисемитизма в Соединенном Королевстве и выяснил, что на 75% за него ответственны ультраправые. В любом случае, сейчас дело уже сделано. Плохая новость для еврейской диаспоры — по крайней мере, судя по всему, для большинства, — что «брексит» состоится. Хорошая — что Корбин по итогам проваленной кампании покинул пост лидера Лейбористской партии. Скорее всего, его сменит Ребекка Лонг-Бэйли — бывший теневой министр по делам бизнеса и предпринимательства. Она в дружбе с лидерами террористических организаций пока не замечена. Возможно, старые добрые отношения между еврейской общиной и лейбористами будут потихоньку налаживаться. В условиях грядущего «брексита» это не лишнее.

Екатерина ДРАНКИНА, Jewish.ru

5-Depositphotos_19508375_s-2019ффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора