Вы бывали когда-нибудь в Нетании? Этот расположенный на берегу Средиземного моря город является туристическим курортом, центром алмазной промышленности Израиля и насчитывает более 150 тысяч жителей. В религиозном районе Нетании расположена, на мой взгляд, главная достопримечательность города — больница «Лениадо».
С каких пор городская больница стала достопримечательностью, удивитесь вы.
Во-первых, отнюдь не в каждом израильском городе есть больница такого размера.
Во-вторых, городские больницы обычно открывают и финансируют государства — частным лицам не под силу огромные расходы. Однако больницу «Лениадо» основали не государство и не бизнесмен, а Клезенбергер Ребе, рабби Йекутиэль Йехуда Халберстам (1905 — 1994 гг.).
«Великие силы скрыты в человеке! — повторял Ребе. — До войны я просил учеников принести мне тяжелые книги Талмуда, думая, что сам не смогу их поднять. Я не предполагал, что, оказавшись в нацистском лагере, смогу поднимать металлические шпалы и нести на себе огромные камни». Этими словами Ребе вдохновлял евреев, переживших Катастрофу, находить в себе скрытые силы и с честью преодолевать все стоящие перед ними испытания. Во время войны Ребе потерял жену и одиннадцать детей… Чудом пережив Холокост, он посвятил свою жизнь восстановлению разрушенной войной хасидской общины Цанз в США и Израиле. Ребе мечтал о создании госпиталя, в котором бы врачи сострадали больному «в духе еврейской традиции». В 1975 году Ребе реализовал свою мечту, основав госпиталь «Лениадо» в Нетании…
Сама суть народа Израиля заключается в том, что евреи не удовлетворяются достигнутым, стремясь к большему. Не случайно, когда Яаков победил ангела Эйсава, тот сказал: «Не будешь ты больше называться Яаковом, а Израилем, ибо обрел ты силу перед Б-гом и людьми, потому что одолел» (Берешит 32).
Когда Яаков встретился с Эйсавом и устоял в испытании, отказавшись идти его путем, Всевышний открылся ему, и в Торе вновь употребляется слово «больше». «Сказал ему Всевышний: … больше не будет твое имя Яаков, но Израиль будет твое имя» (Берешит 35: 9-10). Слово «больше» выражает стремление еврея к большему, заключает ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет».
В чем смысл двух имен — Яаков и Израиль? Все то, что даровано человеку Небесами, символически выражается именем Яаков. Однако когда Яаков сам преодолевает испытания, совершенствуя свою природу, то заслуживает в борьбе новое имя — Израиль. Яаков — это символ искры Б-жьей в человеке. Израиль — это символ света, зажженного самим человеком. У нашего праотца было одновременно два имени. Так же каждый из нас должен «найти» Яакова и Израиля в самом себе. «Найти» в себе Яакова — значит научиться ценить свой духовный потенциал, свои способности и таланты, которые даны свыше. Обрести Израиля — значит стремиться к большему, расширяя горизонты своих возможностей.
«Вот история Яакова, Йосеф — семнадцати лет…» (Берешит 37:2). Мудрецы читают эти слова так: «Вот история Яакова — Йосеф», то есть продолжением Яакова является судьба его сына Йосефа, который, подобно отцу, успешно преодолевает испытания и страдания.
Братья завидовали Йосефу, продав его в рабство. Хозяин Йосефа сделал его своим управляющим. Жена хозяина оклеветала его, и Йосеф оказывается в тюрьме. Однако и там удача сопутствует ему, и Йосеф становится управляющим тюрьмы. Фараон назначает Йосефа править Египтом. Секрет успеха Йосефа кроется в его имени. Когда Рахель родила сына, она сказала: «Собрал Всевышний позор мой». И нарекла ему имя Йосеф, говоря: «Да прибавит Всевышний мне сына другого» (Берешит 30:23-24).
Имя Йосеф имеет два значения: собирать и добавлять.
Если в трудный момент человек собирает все свои силы, то Небеса добавляют ему новые силы, и он с честью преодолевает испытания. Эти новые, обретенные в борьбе силы — часть его природы. Так человек становится сильнее. Не собрав силы в момент испытания, он слабеет, теряя их.
Во время Хануки евреи подняли восстание, собрав все свои силы, и только тогда добавились им необходимые для победы силы свыше. Освободив Храм, евреи нашли единственный кувшин неоскверненного масла, которого могло хватить только на один день, и зажгли свет — Ханукию. Но произошло чудо — масло горело восемь дней.
Этот свет Меноры стал символом света вечности, который в Хануку зажигает в своей душе каждый из нас. Когда мы собираем все свои силы, все искры святости, то с Небес спускается негаснущий огонь.