Велики достижения Владимира Зака в музыковедении и музыке, высоки его звания и заслуги, разнообразны и значительны таланты и способности. Но поражала каждого, кто хоть немного соприкасался с Владимиром Заком, его необычайная человечность, любовь и преданность близким и друзьям, высочайшая порядочность.
Владимир Зак был большим другом членов Клуба любителей книги при JCH of Bensonhurst. Дружба началась в 1997 году, когда в Нью-Йорке вышла в свет его книга «Шостакович и евреи?». Её презентация в клубе вылилась в праздник артистизма, шуток, импровизаций, но и глубоких и оригинальных мыслей, в праздник Слова. Дополнительную теплоту встрече придавала присутствовавшая семья Зака, особенно супруга Майя с ее необыкновенным мягким очарованием.
На память осталась книга, которую все члены клуба с упоением читали, и фотографии ее автора. Благодаря Заку для многих Дмитрий Шостакович стал понятней и ближе, а интерес композитора к еврейской музыке — поразительным и дорогим фактом.
Знакомство с Володей, как мы стали его называть, на этом не закончилось. Последовали годы взаимных поздравлений с праздниками, днями рождений, юбилеями. Он писал статьи в клубный альманах, рецензии на литературные работы членов клуба. Несколько раз приезжал на наши заседания, несмотря на большое расстояние. Последний раз был в клубе в сентябре 2006 года, когда мы принимали у себя известного барда и теоретика бардовской песни Владимира Фрумкина. Встреча двух старых друзей была трогательной. (Кстати, ранее клуб стал местом неожиданной встречи Владимира со своим старым приятелем и однокашником по Московской консерватории, дирижером и композитором Львом Ротницким).
Автор этих строк имел счастье в течение десяти лет быть объектом дружеского внимания Владимира. Я тоже люблю музыку Шостаковича, поэтому наши длительные беседы (в том числе и по телефону), помимо прочих всегда интересных тем, имели и главную — о любимом композиторе.
Однажды я с радостью принимал Владимира у себя дома. Его визит прошел весьма оригинально: гость составил с моей женой певческий дуэт, исполнявший еврейские и белорусские песни. Это осталось незабываемым.
И теперь его не стало…
Горе потери вместе с семьей Зака разделяют все его друзья из Клуба любителей книги.
Прощай, дорогой друг… Мы не забудем тебя… Пусть земля тебе будет пухом…