— Шалом, уважаемый рав. У меня непростой вопрос. Моей маме 78 лет. После тяжелых стрессовых ситуаций она заболела шизофренией. Болезнь протекает очень странно, то она вполне вменяема около полугода, то вторые полгода абсолютно «никакая». В это время никто ее не может выдержать, кроме меня, хотя и мне очень тяжело. Жена сказала, что маму забрать к нам невозможно. По этой причине я купил маленький старый домик, отремонтировал его и поселил маму туда. Жена настаивает, чтобы я сдал ее в дом престарелых или нанял сиделку. Ни то, ни другое не представляется мне возможным. Считаю, что сдавать ее в таком состоянии — преступление. Она очень странная, но не умалишенная. При любом упоминании дома для престарелых она начинает рыдать и умолять меня, чтобы я ее туда не сдавал. Сиделку, к сожалению, не хочет, да и денег таких у меня нет. Я работаю полнедели, взял квартирантов и живу с мамой в этом стареньком доме. А жена забрала у меня ключ от нашего дома, сказав при этом, что я оставил семью и ушел к другой женщине. Хотя мой дом в пяти минутах от нашего общего дома, и я могу совершенно спокойно навещать ее и сына ежедневно. Как, с точки зрения иудаизма, вы оцениваете эту ситуацию?
С уважением, Глен Т., США
— Со стороны, не вникая в суть дела, в Вашем поступке (приобретение отдельного домика, где Вы живете рядом с мамой) можно, наверное, усмотреть благородство. Матери, безусловно, необходимо, в рамках материальных возможностей, создать условия достойного существования. Но если глубже рассмотреть то, что происходит с Вашей семьей (включая Вас, маму, жену и сына), картина представится иначе. Постарайтесь использовать периоды просветления в сознании Вашей мамы, чтобы мягко, спокойно, доброжелательно объяснить, что жизнь в таком учреждении (важно подчеркнуть, что все это будет на достаточно хорошем уровне) пойдет ей на пользу, а альтернатива этому как раз — другая. Если этого не сделать, будет сломана Ваша семейная жизнь, и Вы не сможете быть отцом ребенку — таким, каким должны быть. При этом нужно помнить, что у пожилых людей нередко наблюдается нездоровый эгоцентризм. Если же их состояние еще и отягчено такими заболеваниями, как шизофрения и т.п., это становится совершенно иррациональным, с крайне недобрыми проявлениями. Главным аргументом в разговорах с мамой должно быть не то, что если оставить все, как есть на данный момент, будет покалечена Ваша жизнь и т.п. (как видно — не это в центре ее внимания и интересов). А то, что Вы, какие бы усилия к этому ни прикладывали, не сумеете полноценно ухаживать за ней. И еще нужно помнить, что пожилые больные могут быть опытными манипуляторами и находить самые разнообразные средства для достижения желаемой цели. Вам же, осознав, что специальное учреждение для мамы — лучший выход, надо набраться терпения и постепенно, последовательно проводить в жизнь намеченную линию.
Теперь — о Вашей жене. Возможно, еще не поздно сделать то, что следовало бы сделать с самого начала, — взять ее в союзники. Лейтмотивом этого союза может быть не только установление хороших отношений между вами, но и правильное воспитание вашего сына. Он должен видеть не теоретическое, на словах, но практическое выполнение заповеди о почитании отца и матери (в данном случае — матери). И поскольку эта заповедь относится и к Вам, и к Вашей жене, та стратегия, которую я предложил, даст вашему сыну хороший пример заботы о старшем поколении.
Отвечал рав Элиягу Эссас