Вернувшись в Эрец-Исраэль после 20-летнего отсутствия, Яаков узнает, что ему идет навстречу его брат Эсав с вооруженным отрядом. Яаков принимает меры для отражения угрозы: делит своих людей и скот на два лагеря, молит Б-га о помощи и шлет миротворческие подарки Эсаву.
В ту же ночь Яаков остается один и борется с ангелом-хранителем Эсава. Победа за Яаковом, но у него повреждено бедро. В память об этой травме евреям запрещено есть седалищный нерв кошерных животных. Яаков получает от ангела второе имя — Исраэль. Очная встреча Яакова и Эсава заканчивается мирно, и они расстаются. В следующем эпизоде Шхем, сын ханаанского племенного вождя, похищает и насилует Дину, дочь Яакова, а затем, желая взять девушку в жены, предлагает породниться с ее семьей. Сыновья Яакова делают вид, что согласны, но ставят условие: Шхем и все мужчины его племени должны сделать себе обрезание. Условие принято. На третий день после массового обрезания братья Дины Шимон и Леви врываются в город и убивают все его мужское население. Яаков, боясь мести, осуждает эту карательную акцию. Б-г велит ему отправиться в Бейт-Эль и поставить там жертвенник. После смерти Дворы, кормилицы Ривки, Б-г является Яакову, благословляет его и меняет его имя на Исраэль. По пути в Эфрат Рахель рожает Биньямина, двенадцатого сына Яакова, и умирает после родов. Ее хоронят у дороги в Бейт-Лехем, и Яаков ставит памятник на могиле любимой жены. Ицхак умирает в возрасте 180 лет. Яаков и Эсав хоронят отца в семейной усыпальнице в Хевроне. В конце раздела детально перечисляются ближайшие потомки Эсава.
***
«И послал Яаков перед собою посланников к Эсаву, брату своему, в страну Сеир, во владения Эдома» (32:4). Возвращаясь от Лавана к своему отцу в Беэр-Шеву, что на юге Эрец-Исраэль, Яаков приблизился к Эдому, где жил Эсав, давно ожидавший возможности убить брата за похищение отцовского благословения. Стремясь предотвратить худшее, Яаков решил нейтрализовать гнев брата щедрыми подарками.
Большинство комментаторов хвалят его за дальновидность и инициативу, но в сборнике «Мидраш раба», который цитирует РАМБАН, содержится критика. Зачем Яаков напомнил о себе Эсаву? Ведь если бы он тихо прошел мимо, Эсав, возможно, просто не заметил бы его, не обратил внимания. К чему же привел сей дипломатический ход? «И возвратились посланцы к Яакову, сказав: «Пришли мы к брату твоему Эсаву, но и сам он идет тебе навстречу, и с ним четыреста человек» (32:7). Не хватай за уши спящего пса, говорили мудрецы, иначе будешь сам виноват, если он тебя укусит.
«Поступки отцов — знак для сыновей». Такую же ошибку совершили Маккавеи, пишет РАМБАН. Более 2100 лет назад они обратились к римлянам с предложением заключить соглашение о мире, чтобы нейтрализовать угрозу со стороны греков-селевкидов. Римляне согласились и двадцать шесть лет честно выполняли условия договора, но затем превратились из друзей в лютых врагов.
Нечто подобное произошло и в наши дни. В свое время израильские власти оказали поддержку нарождавшемуся исламскому движению палестинских арабов ХАМАСу, стремясь противопоставить его Организации освобождения Палестины. Затем, когда главная угроза стала исходить от ХАМАСа, они заключили Ословское соглашение с «умеренным» Арафатом, дали ему деньги, оружие и территорию в надежде, что он подавит «экстремистов».
В отличие от древних римлян, сей миротворец и нобелевский лауреат не соблюдал подписанных договоренностей ни одного дня. Так мы получили террористическое квази-государство в Газе, где заправляют ХАМАС и «Исламский джихад», обстреливая ракетами израильские города. Причем ооповский ФАТХ в Иудее и Самарии тоже представляет серьезную потенциальную (пока еще) угрозу.
Уж лучше было не хватать спящего пса за уши, а дать ему спокойно околеть где-нибудь в Тунисе.
Еврейский этикет
«И встал он ночью, и взял двух жен своих, и двух служанок своих и одиннадцать сыновей своих, и переправился через Ябок» (32:23). В предыдущем разделе «Ваеце», комментируя стих 31:17, РАШИ отмечал, что, отправляясь в путь, Эсав брал вначале своих жен и лишь затем сыновей (см. стих 36:6), а у Яакова обратный порядок — жены следуют за детьми, что свидетельствует о моральном превосходстве нашего праотца: продолжение рода для него важнее супружеских радостей.
Но что же нам делать с приведенным выше стихом, где Яаков изменил порядок предпочтений: перевел через реку вначале жен, потом служанок и лишь затем сыновей? Что произошло? Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что западная традиция всегда и везде пропускать женщин вперед — не принята в иудаизме. Английское правило «Ladies first» у нас не работает.
Один молодой человек, недавно вернувшийся к религии, спросил у раввина: «Рабби, какой у нас этикет? Раньше я сажал в автомобиль вначале жену и лишь потом садился сам. А что делать теперь?»
«У нас нет этикета, — ответил раввин, — а есть здравый смысл. Если идет дождь, открой дверцу вначале для жены, а если на улице жара — садись первый, включи кондиционер, чтобы жена не маялась в душном салоне».
Впрочем, определенный «этикет» все же есть, если его можно назвать этикетом. Мудрецы не рекомендуют мужчине идти вслед за женщиной, особенно, если это не его жена (и, добавим, особенно при посадке в транспорт или в очереди), — из соображений скромности, чтобы, как сказано в молитве «Шма, Исраэль», мы «не блуждали, влекомые… глазами своими». По восточному обычаю, мужчина идет впереди. Того, кто тащится за женой, мудрецы называют «ам а-арец», неотесанный простолюдин.
Но бывают исключения. В Талмуде рассказывается, как праведник Аба Хилькия проследовал однажды за своей женой в дом. Эту сцену видели два ученых еврея, ожидавшие его у входа по важному делу. На их недоуменный вопрос Аба ответил, что он пропустил вперед жену, потому что увидел визитеров и побоялся войти первым в дом, оставив позади жену с двумя незнакомыми мужчинами. Возобладал здравый смысл.
Теми же соображениями руководствовался и Яаков при форсировании Ябока. Наш праотец не был женолюбом в отличие от Эсава, шкала его ценностей была в полном порядке: детей он считал своим ценнейшим достоянием и ставил их, как правило, впереди всех. Но в данном случае, если бы он переправил вначале сыновей, оставив на том берегу жен и служанок без охраны, в компании с рабами и всяким прибившимся к его лагерю сбродом, это был бы риск. А Яаков при всей своей отваге и удали был человеком осмотрительным. Зря рисковать не любил.
Маска, я тебя знаю…
«И остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до утренней зари» (32:25). Чтение светских газет вгоняет в депрессию. (Впрочем, кто сказал, что надо их читать?) Создается впечатление, что современное «просвещенное» общество успешно преодолело все моральные запреты. Особенно, это касается норм семейной жизни. Все, что в Торе называется «мерзостью», становится у нас «приемлемым» и даже «заслуживающим одобрения».
Парадоксально, что даже радуга, появившаяся после Всемирного потопа и ставшая символом Б-жественного милосердия к грешникам, используется сегодня как эмблема того самого движения, которое своими «парадами гордости» провоцирует Его гнев.
Дурное побуждение («йецер а-ра») живет в каждом человеке. У него два провокатора: открытый и замаскированный.
«И остался Яаков один, и боролся с ним кто-то…». РАШИ комментирует: «Один (рав Шмуэль бар-Нахмани) сказал: «Он появился перед ним (Яаковом) в образе идолопоклонника», а другой (рав Шмуэль бар-Аха) сказал: «Он появился перед ним под личиной знатока Торы» (Вавилонский Талмуд, трактат «Хулин», 91).
Человеческая склонность к злу имеет два лица: одно лицо — неотёсанного идолопоклонника, и другое — утонченного мудреца.
Эта мысль объясняется в следующем мидраше: Рав сказал: «Йецер а-ра (дурное побуждение) похоже на муху…». Шмуэль сказал: «Оно похоже на пшеничное зерно» (Мидраш на «Берешит», 4:7). В поисках пищи и просто из любопытства муха посещает самые грязные и отвратительные места. Она открыто демонстрирует свою любовь ко всякой мерзости. А пшеница — символ искушенности. В Талмуде сказано: «Младенец не может сказать «папа» и «мама», пока не попробует вкус пшеницы» (трактат «Брахот», 40).
Еврей должен знать, что «йецер а-ра» гораздо сильнее его, поскольку это «малах», ангел — наподобие того, с которым боролся Яаков, и который прекрасно умеет маскироваться. Если бы не помощь Б-га, мы никогда не могли бы устоять перед ним.