Ривка, по-видимому, потому посоветовала Иакову обмануть отца и отнять первородство у Эсава, что еще раньше сам Всевышний отнял первородство у Ишмаэля. Одного пророчества, что старший сын станет служить младшему, было бы недостаточно.
Нас возвышающий обман
В недельной главе «Толдот» рассказывается о рождении братьев близнецов Иакова и Эсава и о том, как первородство и родительское благословение перешли от старшего сына к младшему. При этом, если первородство было честно куплено у Эсава Иаковом, то благословение Ицхака было добыто откровенно мошенническим образом. Мы читаем: «А Ривка сказала Иакову, сыну своему, так: вот, я слышала, как отец твой говорил Эсаву, брату твоему: «Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; и я поем, и благословлю тебя пред Господом перед смертью моей». Теперь же, сын мой, послушайся голоса моего в том, что я прикажу тебе: Пойди же в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; И ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы он благословил тебя перед смертью своею. И Иаков сказал Ривке, матери своей: ведь Эсав, брат мой, человек волосатый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение. И сказала ему мать его: на меня проклятие твое, сын мой; только послушайся голоса моего, и пойди достань мне.» (27:6-13)
Итак, Ривка подговорила Иакова прикинуться Эсавом и обманом приобрести себе благословение слепого отца.
Традиция довольно вяло оправдывает этот, в сущности, совершенно беспрецедентный поступок. Так в Берешит Раба говорится, что в брачном соглашении Ривки было сказано, что она может брать ежедневно по два козленка из стада, и таким образом козлята, приготовленные ею, и выданные за «дичь», принадлежали ей по праву. О самом же обмане комментаторы предпочитают не говорить. Единственно возможное объяснение (его приводит Рашбам) сводится к тому, что в своем решении Ривка опиралась на полученное ею откровение, что старший сын будет служить младшему (25:23).
Действительно, оправдать столь явный заведомый обман трудно и даже невозможно, не возводя его к пророческому вдохновению. Ведь когда сам Всевышний требует от человека совершить какое-то нарушение, тот должен его совершить,… однако это уже не нарушение, а заслуга. Рамбам в следующих словах говорит о полномочиях пророка: «Если Он укажет, что следует временно отменить какую-либо из предписывающих заповедей или разрешит на время делать что-то из того, что запрещено Торой, — мы обязаны слушаться его и поступать так, как он велит. Всякому, кто не последует указаниям пророка, положен карет. Это правило касается всех законов Торы, за исключением заповеди, запрещающей идолопоклонство… и верно в том лишь случае, если мера эта временная, и пророк не говорит о том, что Бог приказал ему отменить эту заповедь навсегда, а заявляет лишь, что Всевышний повелел нарушить указание Торы по какой-либо особой причине и лишь временно. Так поступил, например, пророк Элиягу на горе Кармель, когда принес там жертву всесожжения, в то время как Храм в Иерусалиме уже существовал, и поэтому жертвоприношения могли быть принесены только там» (17:20)
Между тем трудно сказать, что поступок Ривки полностью отвечает критериям, указанным Рамбамом. Пророчество, полученное Ривкой («старший будет служить младшему»), носило весьма общий характер, и уж во всяком случае не содержало прямого указания дурачить ослепшего отца семейства и красть предназначенное другому благословение.
Чем же могла руководствоваться Ривка, идя на такой явный подлог?
Она могла опираться на предшествующую подмену первородства, осуществленную самим Всевышним. Я имею в виду лишение первородства Ишмаэля и присвоение его Ицхаку.
Прецедент Ишмаэля
Как известно, понятие «первородное» по самому своему смыслу связано с «женской линией». Первенцем считается тот, кто первым вышел из материнской утробы. Многократно повторяющееся в Писании выражение «первородное от скота» имеет в виду самок этого скота. Посвящаемое Всевышнему первородное порождено именно коровами и овцами, а не быками и баранами. Тем более вне религии никого никогда не станет интересовать, первый ли это теленок, зачатый неким быком, или это его последующее порождение.
Между тем в Торе дан такой закон: «Если будут у кого-либо две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и родят они ему сыновей, любимая и нелюбимая, и сын первородный будет у нелюбимой, То при наделе им сыновей своих из имения своего не может он дать первенство сыну любимой перед первородным сыном нелюбимой; Но первенцем должен признать он сына нелюбимой, чтобы дать ему двойную часть из всего, что у него есть; ибо он начаток силы его, за ним право первородства». (Двар 21:15-17)
Итак, как мы видим, неким вторичным образом первородство все же оказывается понятием, применимым к отцу, причем в таком важном вопросе как наследование. Воля отца не имеет никакого значения: Всевышний уже позаботился о том, чтобы наследником отца был сын, появившийся на свет хронологически первым.
Нетрудно заметить, что согласно этому закону истинным первенцем, и соответственно истинным наследником Авраама должен был быть Ишмаэль, а не Ицхак. В Торе рассказано, что Авраам вступил с Богом в завет обрезания вместе с тринадцатилетним Ишмаэлем, а сам Всевышний сказал: «Обрезан должен быть рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным»? (17:13)
Кто, если не Ишмаэль первым из сынов Авраама вступил в этот завет? Тогда причем здесь Ицхак? На каком основании духовным наследником Авраама считать его? Разве закон, приведенный в недельной главе «Ки тице», не объявляет им именно Ишмаэля?
Ответ в данном случае именно тот, который дал Рамбам. Авраам объявил духовным первенцем и наследником Ицхака не по закону, а по пророческому вдохновению, по слову Всевышнего: «именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него».
Этим сказано все. В целом закон таков, как он дан в главе «Ки-тице», но в данном конкретном случае, по воле Создателя, все устанавливается по-другому.
При этом характерно, что и Эсав и Ишмаэль не были полностью забыты, каждому из них нашлось второе благословение. В связи Эсавом в Торе сказано: «И отвечал Ицхак, и сказал Эсаву: ведь я поставил его владыкою над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; поддержал его хлебом и вином; а тебе теперь что же я сделаю, сын мой? И сказал Эсав отцу своему: неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой! И поднял Эсав голос свой, и заплакал. И отвечал Ицхак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет существование твое и от росы небесной свыше; И мечом твоим ты будешь жить, и брату своему будешь служить; но когда вознегодуешь, то свергнешь иго его ты со своей шеи». (27:37-40).
Ранее в отношении Ишмаэля сказано следующее: «Бог же сказал: именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него. И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот, Я благословил его, и Я распложу его, и весьма-весьма размножу его, двенадцать князей родит он; и Я сделаю его великим народом. А союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара, в это самое время на другой год». (17:20)
Итак, вполне резонно предположить, что Ривка именно поэтому и посоветовала Иакову обмануть отца и отнять первородство у Эсава, что еще раньше сам Всевышний отнял первородство у Ишмаэля. Одного пророчества, что старший сын станет служить младшему, было бы недостаточно. Чтобы его реализовать, Ривке было необходимо опираться на предшествующий прецедент. Во всяком случае, нет сомнения в том, что она была хорошо осведомлена об этом прецеденте, и решаясь обмануть мужа, не могла не иметь его в вид.