После завершившихся в четверг недельных публичных слушаний в комитете Палаты представителей по разведке перспектива первой фазы импичмента президента Дональда Трампа стала такой же реальной, как перспектива отмены импичмента на второй фазе в Сенате.
Слушания транслировались основными телеканалами, и их смотрели 69% избирателей, причем большинство (24%) получали информацию по правому кабельному каналу Fox News; 24% — по каналам ABC, NBC и CBS; 16% — по левому кабельному каналу CNN; 15% — по MSNBC, который еще левее, и 19% узнавали о ходе слушаний в других источниках.
В четверг, 21 ноября, последними свидетелями выступили вызванные председателем комитета по разведке Адамом Шиффом «под завязку» Фиона Хилл — бывшая сотрудница Совета национальной безопасности, отвечавшая за отношения с Россией и Украиной, и Дэвид Холмс — сотрудник посольства США в Киеве. Оба дали показания, не утверждающие, а подтверждающие, что в отношениях с Украиной президент превысил свои полномочия, действуя по принципу «дашь на дашь», а точнее, поставил предоставленную этой стране военную помощь на общую сумму около 400 млн долларов в зависимость от компромата на отца и сына Байденов, чтобы остаться президентом на второй срок. Об этом Трамп якобы намекнул новому президенту Украины Владимиру Зеленскому по телефону четыре месяца назад.
Предыдущие показания дали 10 свидетелей, причем 12 уже выступали на слушаниях при закрытых дверях, и их показания, очевидно, устроили демократов. Теперь Комитет по разведке должен составить обобщающий документ и передать его в юридический комитет Палаты представителей, который примет решения, выдвигать ли против президента обвинения. В этом комитете 17 республиканцев и 24 демократа, включая председателяДжерри Надлера, который жаждет политической крови Трампа не меньше, чем Адам Шифф в Комитете по разведке. После утверждения в юридическом комитете импичмент поступит на голосование полным составом Палаты представителей, где сегодня 233 демократа и 197 республиканцев. Для утверждения импичмента там достаточно простого большинства в 218 голосов, и спикер Нэнси Пелоси постарается собрать их, как написал консервативный обозреватель Майкл Гудвин, «просьбами, взятками и выкручиванием рук любого колеблющегося демократа». Голосование в Палате представителей должно состояться в декабре, а в январе 2020 года импичментом займется Сенат, где на 47 демократов 53 республиканца. Там у Трампа будет все, в чем ему было отказано в Палате, то есть прежде всего — право на защиту. Это будет суд по всем правилам, и для обвинительного вердикта потребуются две трети, то есть 67 голосов, и при единогласии демократов, что сомнительно, им нужно будет еще два десятка единомышленников-республиканцев, что еще сомнительнее. Вести дело Трампа в Сенате будет глава Верховного суда США Джон Робертс, который намерен придерживаться федеральных норм судопроизводства и доказательности. Такими доказательствами не станут слухи и домыслы, которые главенствовали в Палате представителей и мгновенно утекали в СМИ под сенсационными заголовками, пророча Трампу неминуемый капут.
С другой стороны, отметил Майкл Гудвин, защита получит отказанное раньше право вызывать свидетелей, а Трампу только того и нужно, чтобы перейти к нападению. Трех таких свидетелей он уже назвал: это 49-летний Хантер Байден, сын его возможного соперника на выборах, 77-летнего экс-вице-президента Джо Байдена; это конгрессмен Адам Шифф и это пока анонимный «Свистун» — сотрудник ЦРУ, который присутствовал при телефонной беседе Трампа с президентом Украины Зеленским 25 июля и первым поднял тревогу. Четвертым вызванным в Сенат свидетелем защиты может стать Марк Зайд, один из адвокатов «Свистуна», который в январе 2017 года по душевной простоте и политической убежденности твитнул, что «переворот начался» и «в итоге последует импичмент». Трамп уже обозвал Зайда «позором» и предложил судить за государственную измену.
Хантер Байден, из-за которого фактически и начался сыр-бор под названием «Украгейт», в 2014 году, когда его отец был вице-президентом США, не по чину оказался в Совете директоров коррумпированной украинской нефтегазовой компании Burisma, за пять лет успев получить там больше 3 млн долларов. Республиканцы комитета Палаты представителей по разведке требовали вызвать Байден-младшего на их слушания, но председатель Шифф этого не допустил. Майкл Гудвин предлагает адвокатам Трампа в Сенате для начала спросить у Хантера, правда ли, что за месяц до назначения членом Совета директоров Burisma его с позором отчислили из ВМС за употребление кокаина. Затем его можно спросить, говорит ли он по-украински, что ему известно о разработке и рынках энергоносителей, а также на скольких Советах директоров Burisma он присутствовал. Сыну бывшего вице-президента можно будет задать вопрос, обсуждал ли он эту работу с отцом и не просил ли отца вмешаться и помочь компании Burisma, которой занялась украинская генпрокуратура.
В субботу обозреватель газеты Los Angeles Times Джанет Хук написала, что «демократы не танцуют на улицах от счастья, а некоторые заламывают руки от горя, видя их кандидатов в президенты». Экс-президент Обама предупредил однопартийцев, что в ноябре 2020 года они рискуют проиграть выборы, если выдвинут в кандидаты откровенного левака, а леваки-прогрессисты боятся, что на выборах Трамп победит соперника-центриста, которому нечем разжечь сердца избирателей. Таким центристом стал 77-летний Майкл Блумберг, бывший трижды мэр Нью-Йорка и девятый самый богатый человек Америки, состояние которого журнал Forbes оценивает в 53 млрд долларов. 24 ноября Блумберг официально заявил, что баллотируется в кандидаты от Демократической партии, в которую вернулся в прошлом году, «чтобы возродить Америку и победить Дональда Трампа», который «олицетворяет угрозу существования нашей страны и наших ценностей». На посту мэра Нью-Йорка Блумберг назначил себе зарплату в один доллар в год, а сейчас сообщил, что работать президентом он станет бесплатно и сам профинансирует свою избирательную кампанию, уже выделив на телерекламу 24 млн. долларов. До сих пор должность президента США не пытались купить так откровенно, и Трамп с его жалкими тремя миллиардами долларов не годится «Блуми» и в подметки, а к тому же ему грозят импичментом…
Проведенный в октябре газетой Wall Street Journal и телеканалом NBC News опрос установил, что импичмент Трампа поддерживают 49%, а последние опросы показали, что таких 48%. Проведенный 21 ноября консервативной социологической службой бостонского Эммерсон-колледжа установил, что на импичмент Трампа настроены 43% респондентов, тогда как в октябре их было 48%, а против импичмента 45%. Другие опросы (Reuters/Ipsos и Economist/YouGov) показали, что импичмент одобряют 48% американцев и не одобряют 42%, но эти опросы проводились с 17 по 19 ноября, когда слушания еще не закончились.
22 ноября, когда открытые слушания в Комитете по разведке завершились, Трамп позвонил на преданный ему канал Fox News и 53 минуты беседовал в программе Fox & Friends, заявив, что на этих слушаниях демократы «выглядели дураками», а для его администрации и партии это была «отличная неделя». Как написала на следующий день The New York Times, «даже после… слушаний, которые представили исчерпывающие доказательства против него, Трамп вел себя, будто ничего не изменилось. В какой-то степени, так оно и есть». В середине ноября президент заявил, что и «без помощи Украины» победит на грядущих выборах своего основного конкурента-демократа Джо Байдена. По словам Трампа, в 2016 году он победил «династии Бушей, Клинтонов и жуликоватую группу Обамы», а нынешняя процедура импичмента лишь способствует росту популярности республиканцев в стране.
В тот же день, 22 ноября, представитель Белого дома Хоган Гидли сообщил каналу Fox News о желании президента, чтобы процедуру его импичмента рассмотрел Сенат, так как демократы хотят навязать народу «фальшивую и нелегитимную процедуру». Другими словами, Трамп смирился с первой фазой импичмента, будучи уверен в своем успехе на второй фазе. «Конечно, — написал Гудвин, — нет сомнения, что Трамп предпочел бы обойтись без клейма Палаты представителей на букву ‘И’, но об этом можно только мечтать».Суд в Сенате, отмечает Майкл Гудвин, поможет Трампу избежать импичмента, но может выйти ему боком на выборах. На слушаниях появятся новые свидетели, включая бывшего советника по национальной безопасности Джона Болтона, которого президент назвал «неумным», а тот в эсэмэске газете The Washington Post написал: «Я скажу своё слово в свой черёд».
К выборам 3 ноября 2020 года таких слов может появиться не одно, а пока на помощь Трампу пришел Линдси Грэм, председатель юридического комитета Сената, который 21 ноября в письме госсекретарю Майку Помпео запросил данные о контактах вице-президента Байдена с властями Украины в 2016 году. В эти данные входила информация о компании Burisma, что обидело и даже рассердило Джо Байдена, вспомнившего, что в бытность сенатором он дружил с Грэмом, которому теперь должно быть стыдно всю оставшуюся жизнь. «Линдси, — обратился он к 67-летнему сенатору через ведущего программы CNN Дона Лемона, — мне просто… просто неловко от того, что ты делаешь, неловко за тебя. Боже ж ты мой».
В минувших дебатах десяти претендентов Демократической партии на Белый дом Байден заявил, что Трамп ведет интригу против него, видя в нем самого серьезного оппонента на выборах 2020 года. «По ходу расследований об импичменте я усвоил для себя две вещи, — сказал Байден со сцены киностудии Tyler Perry в Атланте 20 ноября. — Первая: Трамп не хочет видеть меня своим соперником. Он задержал военную помощь Украине в то время, когда невинные люди на Донбассе умирают от русских солдат. И вторая: Владимир Путин тоже не хочет видеть меня президентом США». Позже у Байдена спросили, считает ли он, что в случае отставки или проигрыша на выборах Дональда Трампа нужно посадить в тюрьму. «Я не буду командовать министерством юстиции так, как делает это нынешний президент, — рассудительно и миролюбиво ответил Байден, которому в этот день исполнилось 77 лет. — Но я не думаю, что посадить Трампа за решетку — это хорошая идея, ведь нам надо объединить народ. Расследование об импичменте — это одно, а расследование после импичмента — совсем другое».
У Трампа в его 73 года тоже нашлась пара добрых слов в адрес возможного соперника. 14 ноября Центральное телеграфное агентство Северной Кореи заявило, что Байден «имел наглость осмелиться посягнуть на достоинство высшего руководства КНДР», назвало это «последними нападками бешеной собаки, ускорившими ее смерть», и отметило, что такая собака «способна навредить очень многим, если позволить ей свободно бегать», и «пока не поздно, ее надо забить до смерти палкой». Реагируя на это сообщение, Трамп в своем твите заявил президенту КНДР Ким Чен Ыну, что «Джо Байден может быть сонным и очень тормознутым, но он точно не «бешеная собака». Он все же лучше этого определения».