Став невольным свидетелем того, как босс насмехался над своим сотрудником, который, стиснув зубы, молчал, я отвел его в сторону.
— Понимаете ли вы, что ваши насмешки унижают человеческое достоинство вашего сотрудника?
— Вы что, шуток не понимаете?
— Шутка — это когда вы смеетесь с человеком, а не над человеком. Если вы пошутили, а собеседнику не смешно, то это была не шутка, а оскорбительная насмешка.
Все мы знакомы с насмешками, антисемитскими анекдотами, а также карикатурами, созданными фашистской, советской или арабской пропагандой. Насмехаясь над евреями, антисемиты всех времен пытаются унизить не только наш народ, но и возвышенные ценности Торы, которые мы несем миру.
«Вот потомки Ицхака, сына Авраама, Авраам породил Ицхака» (Берешит, 25:19). Если сказано «Ицхак, сын Авраама», то зачем повторять «Авраам породил Ицхака»? «Потому что насмешники того поколения говорили: «От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила с Авраамом и не зачала от него», — поясняет Раши. — Что же сделал Всевышний? Придал лицу Ицхака разительное сходство с лицом Авраама, чтобы всем было очевидно: Авраам породил Ицхака!»
Кто же насмехался над Ицхаком? Ишмаэль.
«И увидела Сара, что сын Агари-египтянки… насмехается. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее… И сказал Всевышний Аврааму: все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее» (Берешит, 13:21).
Насмешками человек может разрушить атмосферу уважительного отношения к учителям и родителям, ко всему святому.
«Насмешки — это идолопоклонство, как сказано [о грехе золотого тельца]: «…и поднялись насмехаться» (Шмот, 32:6)», — поясняет Раши.
Родители должны остерегаться, чтобы их дети не попали под дурное влияние насмешников, впрочем, и взрослым следует помнить слова первого Псалма царя Давида: «Счастлив тот, кто… в собрании насмешников не сидел».
«Насмешка — это убийство, как сказано: «Пусть встанут юноши и потешатся — сразятся перед нами» (Шмуэль, II, 2:14), — приводит Раши другое объяснение. — Ишмаэль спорил с Ицхаком из-за наследства, говоря: «Я первенец и возьму двойную долю». Они вышли в поле, и Ишмаэль стал метать в него стрелы из лука, как сказано: «Как притворщик, который мечет огонь, стрелы и смерть» (Притчи Соломона, 26:18) и говорит: «Ведь я забавляюсь» (т.е. это шутка)».
Ишмаэль насмехался над Ицхаком, надеясь его «случайно» убить и оправдаться: «Я же только шутил».
Мудрецы же приравнивают публичное оскорбление к убийству. Потому притчу Соломона можно понимать и как слова насмешника, который бросает язвительные издевки, оправдываясь потом: «Я же только шутил».
Величие Сары состояло в том, что, казалось бы, в безобидной шутке она распознала разрушающую насмешку и попросила Авраама спасти Ицхака от Ишмаэля. Этим Сара исполнила свое предназначение в жизни и исправила первородный грех Евы, которая не смогла защитить Авеля от Каина.
«Кто найдет доблестную жену? — спрашивает царь Соломон (Притчи, 31:10). — Она воздает добро, а не зло… отличая шерсть от льна».
Мудрецы Талмуда утверждают, что этими словами Авраам прославлял свою жену Сару. Каин вознес Всевышнему простой лен, и его дар не был принят. Авель же вознес Всевышнему овцу и ее ценную шерсть, и этот дар был принят. Тогда Каин позавидовал и убил брата. Ева вкусила запретный плод, смешала понятия добра и зла в своей душе, внутри себя, и потому не смогла отличить добро и зло вне себя, не смогла увидеть зла в Каине и защитить от него Авеля.
Услышав, что у нее на старости лет родится сын, «Сара засмеялась внутри себя» (Берешит, 18:12–15). «Смех внутри себя» — это смех в тайниках души, где сокрыты чувства и мысли, о существовании которых человек даже не подозревает, объясняет «Сфат Эмет». Потому Сара не лгала, когда сказала: «Я не смеялась». Однако Авраам призвал ее к раскаянию и исправлению этого смеха, говоря: «Нет, ты смеялась». Исправив грех смеха внутри себя, Сара распознала разрушительную природу насмешки Ишмаэля и защитила от него Ицхака. Символично, что Ишмаэля Тора называет «насмехающимся», в то время как имя Ицхак переводится как «будет смеяться», намекая на то, что хорошо смеется лишь тот, кто смеется последним.
Художник Алекс ЛЕВИН